СТРОГИНО» Архив сайта » Встреча с героями Великой Отечественной войны в школе № 129

Встреча с героями Великой Отечественной войны в школе № 129

УРОК МУЖЕСТВА

    11 марта 2011 года в школе № 129 в актовом зале состоялась встреча школьников и гостей с легендарной участницей полка пикирующих бомбардировщиков имени Героя Советского Союза Марины Расковой – штурманом Галиной Павловной Бельцовой (Брок), Аксёновым Юрией Васильевичем – участником Великой Отечественной войны, ополченцем бывшей 110-й стрелковой дивизии, ныне 84- Гв. Сд. Западного фронта, Захаровым Иваном Семёновичем, партизаном, участником Великой Отечественной войны.

на фото слева: директор школы № 129 Сёмина В.В.

Сёмина Виолетта Владимировна:
Здравствуйте, уважаемые наши гости! Почётные наши гости! С огромным трепетом обращаемся к вам! Спасибо, что вы посетили нашу скромную общеобразовательную школу, мы очень рады вас в ней принимать. Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое значение. Я, думаю, что ребята из истории об этом хорошо помнят. Именно здесь под Москвой на подступах к столице первого социалистического государства хвалённая гитлеровская армия, которая в течение двух лет лёгким маршем шагала по Европе, потерпела первое сёрьёзное поражение. Разгромом фашистских войск под Москвой был переопределен перелом… операции «Тайфун».
По количеству орудий, миномётов, танков и самолётов немецкая армия превосходила наши войска в два раза. К концу сентября 1941 года враг стоял в 27 километрах от Москвы. Совсем близко. Защитники Москвы сражались за каждую пять земли. Буквально на одном дыхании: отстоять Москву! Не пустить в Москву врага – в сердце нашей Родины. Никогда мы не забудем подвиги Зои Космодемьянской, 28-ми Героев панфиловцев, которые остановили 50 фашистских танков у выхода на Волоколамское шоссе. Мы никогда не забудем легендарные слова политрука героев панфиловцев Василия Клочкова:
«Велика Россия, но отступать некуда! Позади Москва».
У нас на встрече присутствует племянник Василия Клочкова – Александр Прокофьевич Клочков.
Главной задачей нашей работы – воспитать достойных наследников нашей победы. Вот под этим девизом мы трудимся весь этот год, и прошлый год, и, действительно, мы хотим воспитать наших ребят, как достойных ваших наследников. Мы активизировали работу музея, поменяли в нём экспозицию. Есть экспозиция, посвящённая этой теме. Все, все усилия направляем и на уроки мужества.
И сегодня у ребят есть уникальная возможность услышать всё это из уст героев Великой Отечественной войны.

на фото: Рыкунова В.Н.

Рыкунова Валентина Наумовна:
Добрый день. Мне очень приятно присутствовать на этом мероприятии. Я сегодня представляю город Щёлково Московской области. Кто не знает этот город, в нём находится колыбель космонавтики – звёздный городок. У нас находится Чкаловский аэродром и всё, что связано с подвигом лётчиков во время войны – это наша краеведческая работа. Сегодня у вас в гостях уникальная единственная в мире женщина штурман пикирующего бомбардировщика Борисовского ордена Суворова и ордена Кутузова полка пикирующих бомбардировщиков имени Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой Галина Павловна Брок (Бельцова).
Почему у неё двойная фамилия? По книгам истории мы её знаем, как Галину Брок, когда она пошла записываться добровольцем на фронт, а в последствии уже по фамилии мужа.
Вы знаете, что в московской битве женские полки, которые сформировала Марина Раскова имеют самое прямое отношение. Октябрь 1941 год. Враг под Москвой. Совет Народных Комиссаров за подписью Сталина издаёт приказ о формировании трёх женских авиаполков. Галина Павловна представляет полк пикирующих бомбардировщиков. Был ещё 46 полк ночных бомбардировщиков, который немцы называли «ночные ведьмы», и истребительный 587 полк.
К сожалению, мы сегодня представляем один полк, а может быть и, к счастью, потому что другие представители полков у вас ещё побывают. Если вы будете поддерживать связь с Галиной Павловной, у вас ещё не всё потеряно в этой работе.

Бельцова (Брок) Галина Павловна:
Друзья! Очень приятно, что вы воспитываетесь на славных боевых традициях нашего народа. Мы – авиаторы, получили приглашение побывать у вас с тем, чтобы рассказать вам о том, что представляютобой лётчики пикирующего бомбардировщика. Это была новейшая машина. Когда американцы узнали о том, что есть новый пикирующий бомбардировщик, они попросили разрешения у советского правительства принять участие в испытании этой машины. В Казань 1942 году прибыло два американских аса, лучших лётчиков Америки. Один из них, ведущий, среди этой группы, сел в пикирующий бомбардировщик, взлетел, а вернуться на землю не может.

1941 год, супруги Бельцовы

Есть такой термин в авиации: козление. Самолёт, идя на посадку, приземляясь, касается шасси земли спокойно, а когда он идёт с большей скоростью, касается земли, подскакивает, снова касается земли – подскакивает, и так после семи заходов на посадку он никак не мог посадить машину. На последнем этапе пошёл и решил всё таки сажать. Семь раз козлил, не мог приземлиться, и когда приземлился, сказал своему лётчику:
«Не взлетай, не сядешь!»
Вот на этой машине летали наши мальчишки и наши девчонки – мы! Поэтому французы, когда прибыли к нам, а вы знаете, вся Европа была покорена за несколько месяцев. Франция сопротивлялась 45 дней. Великая Франция капитулировала, а полк французский «Нормандия-Неман» прибыл к нам. Им опять предложили: выбирайте самолёты. Они от «пешки» отказались, говорят: мы на самолёте, который только что создан, сырой! Сырой, в нём недоработано что-то не так – не летаем! Давайте нам ЯК! И французы из полка «Нормандия-Неман» летали на ЯКах, а мы на пикирующих бомбардировщиках идём на цель, над целью самолёт переходит в пикирование, угол 45 градусов, бомбим, допустим, мост или железнодорожную станцию и выходим из пикирования, возвращается к себе на аэродром. Истребители нас прикрывали. На ломанном русском они нам говорили после выполнения задания: «Не робейте, девочки! Прикроем!»
Так мы прошли с французами всю войну. Поэтому у нас есть памятный знак общей борьбы с фашизмом. Лес красивый. Нормандия-Неман написано. Это наше братство – воевали вместе.
Есть изумительная песня:

В небесах мы летали одних
И теряли друзей боевых.
Но, а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о том и дружить.

Французы сказали нам: издайте книгу о расковцах. Что мы и сделали. Эта книга сегодня останется в вашей школе, я вручу её директору. Я хочу сказать, французы в этой книге написали: мы собрали бы все цветы мира и положили бы их к ногам советских женщин, которые освоили сложнейшую новейшую машину. На этой машине прошла вся война. У нас шесть Героев Советского Союза, совершены подвиги, о которых знает мир, мы четырежды были в Америке, в Италии, Болгарии, Испании. Издаются книги в этих странах, подобные той, которую вы будете читать.
И только два момента, о которых все знают и все говорят.
Один из них. Тяжёлое ранение в живот, а это, как правило, смертельное ранение. Лена Малютина ранена в живот. Сажает самолёт, будучи тяжелораненой. Помните: семь заходов и семь козлений американского лётчика. Наша лётчица, раненая в живот, сажает самолёт. Винты ещё крутятся. Санитарная машина подъезжает и врач констатирует, она мертва… Посмотрите: какое сочетание, пока задание не выполнено, человек всё делает, мобилизуя всё возможное и невозможное, чтобы выполнить задание. Есть воля – есть человек, нет воли – нет человека! Сколько воли, столько и человека.
Девизом стали её слова:

Будем жизнью защищать Отчизну,
Чтобы жизнь, как песню вспоминать,
Умирать с такою страстью к жизни,
Чтобы никогда не умирать.

Лена вернулась через месяц в полк. Вчера мы с ней встречались в Фонде Мира. Ей 94 года. Она живёт, здравствует, работает, встречается со школьниками.
И ещё один очень короткий пример. Экипаж самолёта: лётчик, штурман и стрелок. Самолёт подбит, горит «пешка», она весит 7 тонн. Представьте: два грузовика, это вес одной машины пикирующего бомбардировщика. Горит три минуты. За три минуты сгорает самолёт. Лётчик и штурман решили покинуть самолёт. Первым выбрасывается стрелок. Выбросился. Штурман за ним выбрасывается из самолёта, чтобы не сгореть, и, выбрасываясь, лямкой парашюта зацепил за ручку турели пулемета и завис в самолёте. Лётчик делает крен в сторону неработающего мотора, а их два, а это катастрофическая ситуация. Штурман отцепляется от самолёта, а у лётчика не хватает высоты. Девиз: сам погибай, а товарища выручай, был, есть и будет всегда в нашей стране. Руку помощи товарищу, всё что нужно для того чтобы твой друг был благодарен тебе.
Вот некоторые странички нашей боевой работы. Читайте книги. Любите книгу. Изучайте историю. Книги, которые издают ветераны, написаны кровью бойцов. Уже никого этих авторов нет в живых, кроме Лены и вот я пришла к вам. Спасибо. Всех вам благ.

на фото: Захаров И.С.,  Бельцова (Брок) Г.П.

Аксёнов Юрий Васильевич:
До войны я жил в Лопасненском районе, теперь Чеховский район Тульской области, в 70 км от Москвы.
В школе мы увлекались занятиями в кружках. Я увлекался радиолюбительством. С шестого класса гидрогенератором. В девятом классе я сделал свой двухламповый приёмник Планер-2. Это был первый торжественный день, когда я сдал своему товарищу проверяющему приёмник, который работал по всем параметрам согласно схеме и программе.
21 числа 1941 года мы побывали в Москве в театре, домой вернулись в два часа ночи. А в 11 утра собрались на стадионе, и до нас дошла неприятная информация, что началась война. Мнение было одно: идём к директору школы, которая была в то время в больнице, попала под поезд, потеряла руку и ногу и тем менее до окончания на земле своего века продолжала возглавлять школу. Правда была вынуждена во время войны, когда немцы были близко от нашего района, эвакуироваться. Но в 1942 году вернулась и возобновила руководство в школе.
В школе мы занимались помимо тех предметов, которые по программе шли, ещё по предметам кружковой работы. Я – радиотехнику. Так что в школе можно было получать не только знание образовательное, но и специальное. Забегая вперёд скажу, то, что я освоил радиолюбительство, мне позволило выполнить большую серьёзную работу в институте. И хочу сказать, что школьная программа, кружковые занятия очень много дают школьнику для расширения его кругозора. Так что, если есть возможность таких занятий, нужно это использовать.
Я вам расскажу о боях под Москвой. Я принимал участие в боях у Наро-Фоминска, Боровска в составе 33 армии. 33 армия прославилась в этом районе очень. Я вам приведу интересный эпизод. Когда наша 33 армия перешла в наступление. Это декабрь 1941 года – дни широкого наступления 33 армии. В одном из населённых пунктов, в Ново-Михайловском, жил Ваня Андрианов, тринадцатилетний мальчик. Обучался в школе. Учились ребята с перерывами. У мальчика был интерес выполнять какие-то задания. Когда разведгруппа 33 армии подошла к реке Протва и решила двигаться к Ново-Михайловскому, их встретил этот мальчик и потребовал чтобы его доставили к главнокомандующему Ефремову, к генерал-лейтенанту
Один из разведчиков со званием сержанта ему говорит:
– Я генерал.
К сожалению, этого героя Ваня разбирался в воинских званиях и ответил:
– Вы же сержант!
Мальчишку доставили к Ефремову.
Генерал его выслушал и дал задание разведгруппе пройти в Ново-Михайловское. Могли ли взрослые люди догадаться сами и пройти по тем местам, которые им указал Андрианов? Нет. Немцы заметили бы их быстро и расстреляли. Поэтому данные этого мальчика были широко использованы при наступлении после разговора с генералом. Ночью это село было освобождено с малыми потерями с нашей стороны. Мальчик получил орден Красной Звезды от генерала Ефремова. Как это было патриотично. Тринадцатилетний мальчик смог снабдить армию необходимыми данными, это говорит о том, что он был очень наблюдательный и разбирался в местности.
В другой раз я встретил Ивана Андрианова в 660 школе города Москвы. В этой школе Совет ветеранов просуществовал недолго и связь с Иваном Андриановым я потерял и сожалел об этом.
Я был командиром миномётного расчёта 50 мм ротного миномёта. Наро-Фоминск. Была проведена предварительная разведка, и нужно было произвести обстрел из нашего миномёта. Миномёт небольшой. Нужно было уничтожить немецкого разведчика, который таился среди рулонов бумаг, и мы это выполнили. Только мы открыли огонь по этому разведчику, засекли нас и по нам открыли огонь. Немцы довольно быстро нащупали нашу точку. Три человека погибло, я, как командир миномётного расчёта, был ранен. Это было 28 октября 1941 года под Наро-Фоминском. Затем госпиталь Куйбышев. Выздоровел. В 1942 году в составе другой армии участвовал в боях в этом же направлении. Второе ранение. Контузия.
Немецкая армия была оснащена намного сильней, но моральней, психологически наша армия была намного выше. Мы выдержали наступление немцев, остановили их. И перешли тоже в наступление, таким образом, до Москвы немцы не дошли.
Я попал в группу минёров. При восстановлении железной дороги, необходимо было разминировать её прежде всего. И я, от станции Пена Калининской области до Витебска, прошёл со своей группой, в количестве двадцать человек.
Правда, когда формировалась группа, я настоял на своём требовании. Проверил, как товарищи готовы работать с минами. Я взял мину разминированную и предложил поймать её на лету одному из товарищей стоящих в строю. Тот руки опустил и мина упала. Пришлось принимать другую группу. Набрал двадцать человек и с ними до Витебска дошёл. Позже знание миноподрывного дела мне пригодилось в Антарктиде.
Хочу сказать ребятам, не зря вы приобретаете знания в школе, они всегда вам пригодятся в жизни.

на фото слева направо: Клочков А.П., Аксёнов Ю.В.

Клочков Александр Прокофьевич:
Ребята, у вас сегодня интересное мероприятие. У вас присутствует легендарная личность – знаменитая героическая лётчица Галина Павловна Бельцова. Это человек, о котором нужно писать сочинение, брать пример, это люди, которые вылетали, тащили груз. Она не сказала: тонная бомба! Чтобы её сбросить, надо сначала погрузить её, помочь погрузить. Девчонки брали эту тяжесть. А потом нужно было взлететь, и долететь, чтобы не сбили. И, тем не менее, молодые девчонки совершали такие героические поступки. Вот то, что о них написано, читайте, это такие интересные книги и пример нужно брать для себя. Может быть, кто-то из вас станет в будущем лётчиком.
О боях под Москвой вам рассказал участник войны Ю. Аксёнов. Он очень интересный человек, он до сих пор работает, несмотря на свой возраст, ходит в школу, выступает.
Я вспоминаю случай в Белоруссии. Три девчонки: Елена Мазаник, Мария Осипова и Надежда Троян участвовали в операции по уничтожению главного фашистского губернатора фон Кубе, жестокого и коварного наместника Адольфа и палача народа Белоруссии, взорвали его в постели.
За этот подвиг Елена Мазаник, Мария Осипова, Надежда Троян получили звание Героя Советского Союза. Надежда Троян ещё жива. Вы можете её пригласить, она выступит перед вами.
Несколько слов о великом разведчике № 1 Николае Ивановиче Кузнецове. Он действовал в Ровно. Вместе с группой партизан взял в плен командующего карательными войсками на Украине генерала Ильгена, лучшего друга Гитлера.
Политрук Василий Клочков в бою у разъезда Дубосеково со связкой гранат бросился под танк, взорвал себя и вражеский танк.
Вот так советские люди сражались за нашу свободу. Надо беречь эту свободу. Любить ветеранов. Уважать фронтовиков.
Можно много приводить примеров, вам надо об этих подвигах писать в своих сочинениях. Нам надо защищать своё Отечество, её историю, не забывать её героев.
Несколько слов о себе. Я написал более двадцати книг о ветеранах войны, они – мои главные герои. Очередную книгу я буду обязательно писать о лётчицах Великой Отечественной войны и ветеранах, которые сегодня присутствуют на этой встрече.
А сейчас я пишу книгу «Здравствуй, маршал Жуков». Биографию об этом маршале вы должны знать наизусть. Именно он был главным Героем в Победе, именно он был руководителем: в Московской битве, Ленинградской, Сталинградской, Курской, Берлинской. И когда Гитлер узнал, что Жуков вводит массу танков на Берлин, он понял что это конец. Появление наших танков в 68 километрах от Берлина стало для немцев громом среди ясного неба.
Фашисты стремились завоевать нашу Родину, но у них ничего не получилось, многие гитлеровцы вместе с самим Гитлером бесславно покончили с собой.

Захаров Иван Семёнович:
Я прошёл Великую Отечественную войну от начала до конца. С августа 1941 года по 9 мая 1945 года. Начало войны меня застало на школьных каникулах. После окончания девяти классов Ульяновской средней образцовой школы на территории Калужской области. Как вам всем известно из истории войны, в октябре 1941 года была очень тяжёлая обстановка на Западном фронте. Несколько наших армий были окружены в районе Вязьмы, Брянска и Орла. Это был очень ответственный волнующий период, потому что впереди Москва. Были очень тяжёлые времена. Три моих старших брата были на фронте.
13 октября был оккупирован немцами мой родной район Ульяновский, Калужской области. В частности в моём родном селении немцы не задержались, прошли мимо нас с обозом. И меня мучила мысль: как я буду сидеть дома, когда мои братья на фронте! Я ушёл из дома и блуждал по лесу. А наши Брянские леса очень могучие. В лесу я встретился с местными жителями, которые были членами партизанского отряда. Через некоторое время я был принят в партизанский отряд «Смерть немецким оккупантам». Отрядом командовал местный партийный работник Игнатов Илья Иванович, а комиссаром отряда был высокорайонный работник, коммунист Солдатов Иван Иванович.
Я был зачислен в третий взвод партизанского отряда. Вскоре мне пришлось участвовать в бою, произошла стычка. Карательный немецкий отряд на пяти подводах возвращался из леса, ему нужно было проехать по мосту через реку Вытебеть к отделению деревни. И когда они въехали на мост, а там был наш часовой, охранял мост, он окликнул:
– Стой! Кто едет?
В ответ с первой подводы немцы с плеч сбросили ярмики. Немцы замаскировались под крестьян. Выстрелили в часового, он был тяжело ранен и впоследствии по дороге в медсанпункт скончался. На этот выстрел мы подбежали к мосту, и началась перестрелка. Инициатива боя была на нашей стороне. Немцы на мосту хорошо просматривались и служили мишенью. Они хотели развернуться, чтобы съехать с моста, но это им не удалось. Мы обложили их со всех сторон, и, в конце концов, мы многих перестреляли. Остальные подняли руки, и мы их взяли в плен. Отправили в партизанский лагерь. Было ещё несколько операций.
В начале января 1942 года, когда наши войска гнали немцев от Москвы и передовые части наших войск прошли несколько десятков километров и территория, где находились мы, была освобождена нашими войсками, мы соединились с передовыми частями нашей Красной Армии.
Буквально на другой день после этой встречи, меня и ещё другого партизана Василия Дмитриевича Голикова пригласили в штаб отряда, который располагался в деревне Муштар. Мы зашли в штаб, там сидели наши командиры, командир отряда, комиссар. Нас пригласили за стол. Нам предстояло выполнить задание: пробраться через линию фронта в город Жиздру и разведать какое настроение у немцев, намерены ли они дальше отступать или наоборот ждут подкрепление.
Задание мы выполнили. Перешли линию фронта, побывали в Жиздре, всё, что нужно, выведали и убедились, что немцы не намерены отступать, а из Франции пришла 26 стрелковая немецкая дивизия. Мы возвратились обратно. Сначала мы находились в отделе разведки штаба дивизии, а вскоре наш отряд стал отдельным подразделением 61 армии, которой в то время командовал генерал-лейтенант М.М. Попов.
Все партизаны нашего отряда призывного возраста были зачислены в действующую армию, а мне не хватало два года. Пришлось сфальшивить в военкомате, и меня тоже зачислили в действующую 61 армию. С этой армией я прошёл от города Волхова Орловской области, освобождали Белоруссию, Брест, Польшу, Варшаву и войну я закончил на Эльбе при встрече с американской 28 стрелковой бригадой. Это было 8 мая 1945 года. А на другой день я сопровождал большую группу немецких военнопленных.
После окончания войны пришлось служить два года. На Родине у меня было всё разрушено. Моего отца в числе трехсот человек жителей района немцы расстреляли за связь с партизанами.
Я переехал в Москву, поступил на работу на строительство Московского университета на Ленинских горах. А затем окончил с отличием вечерний техникум при заводе «Красный пролетарий». Участники войны, которые имели красные дипломы об окончании средних специальных заведений, принимались без конкурса в институт. Я, не раздумывая, поступил в Московское высшее училище им. Баумана и после окончания поступил на работу в конструкторское бюро по разработке космическо-ракетной техники, где проработал до ухода на пенсию.

                                              (очерк публикуется в 22 выпуске альманаха “Сияние Лиры”)

Опубликовано 24 Апр 2011 в 21:34. В рубриках: Встречи ЛИТО. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

 
Яндекс.Метрика