СТРОГИНО» Архив сайта » Александр Рябцов ” к 135-летию со дня рождения Ильи Алексеевича Шатрова”

Александр Рябцов ” к 135-летию со дня рождения Ильи Алексеевича Шатрова”

 

Композитор ШАТРОВ И.А. Хронология основных этапов жизни

 

 

“Вальс воевал, он в шинели шел запылен,

 вальс напевал про маньчжурские сопки”

 

1 апреля 2014 года исполнится 135 лет со дня рождения Ильи Алексеевича Шатрова (1879—1952 гг.), военного дирижера, автора одного из самых популярных вальсов прошлого века «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» (впоследствии название вальса сократится до слов «На сопках Маньчжурии»).

В русской армии любовь к духовым оркестрам наблюдается уже со времён А.В.Суворова. Особое место в духовой музыке занимают произведения на военную тему.  Овеянные боевой славой военные оркестры и в мирное время были незаменимыми пропагандистами лучших музыкальных произведений, играя их на парадах, в городских садах и на гуляниях. Да и сами военные дирижеры сочиняли прекрасные мелодии, популярные до сих пор. Таковы вальс И.Шатрова «На сопках Маньчжурии», вальс «Амурские волны» М. Кюса, марш «Прощание славянки» В. Агапкина (вальсу недавно исполнилось 100 лет)  и др. Таковы многие песни и вальсы времён Великой Отечественной  Войны.

Музыка духовых оркестров – это часть памяти нашего народа об истории страны и она не оставляет спокойными большинство людей. Многим из них важно знать и об авторах музыкальных произведений, о том, какие события повлияли и вдохновили  их на создание  этих произведений. 

В предлагаемом читателю очерке речь пойдёт о военном капельмейстере (с 1947 года – о военном дирижере) Илье Алексеевиче Шатрове. Основные этапы жизни композитора изложены, в основном, в хронологическом порядке  и с учётом документальных материалов двоюродной сестры композитора Елены Михайловны Фафиновой-Шатровой (1907 – 1981 г.г.).

В этих материалах сохранилось и приводятся ниже:  письмо Е.М. Фафиновой-Шатровой в редакцию журнала «Советская музыка» с воспоминаниями о жизни семьи Шатровых, личные фотографии композитора, подаренные им Е.М. Фафиновой-Шатровой, с надписями на обороте фотографий рукой И.Шатрова. Имеются газеты и вырезки из газет 60-х и 70-х годов со статьями о И.А.Шатрове [1].

О себе Елена Михайловна в письме пишет следующее:

«Я училась в женской гимназии и с 9 лет пела в Соборном хоре… После учебы в Московской консерватории я также как и Илья стала профессиональным музыкантом: пела в Большом театре, концертировала, а в последние годы занимаюсь педагогической деятельностью, готовлю певцов».

Когда Елена Михайловна закончила профессиональную карьеру в Большом театре СССР, она была руководителем вокальной студии Дома культуры института атомной энергии им. Курчатова  (ДК ИАЭ им.Курчатова).

Имеющиеся у неё материалы, связанные с жизнью композитора И.А.Шатрова, Е.М. Фафинова-Шатрова, передала на хранение более 30 лет назад своей ученице по вокалу Георгиевой-Гусевой К. И., которая в 2012 году любезно предложила использовать материалы для написания статьи о И.А.Шатрове.

Материалам архива Е.М. Фафиновой-Шатровой – уже более 30 лет после её смерти и 60 лет после смерти самого композитора И.А.Шатрова. За сохранение этого архива мы благодарны Георгиевой-Гусевой К.И.

 

image0011.jpg

 

image0021.jpg

 

image004.jpg

image006.jpg

image0071.jpg

 

image008.jpg

 image009.gif

 

image012.gif

 

 

image015.gif

 

 

В некоторых публикациях эта фотография имеет ошибочную надпись:

«И.А.Шатров. Самара.1907 год».

 

Детские годы

Автор знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии» Илья Алексеевич Шатров родился 1 апреля 1879г. в небольшом уездном городке Землянске Воронежской губернии (Семилукский район Воронежской области).

Его отец, Алексей Михайлович, служил до отставки унтер-офицером в лейб-гвардии полку. Алексей Михайлович умер в 1893г., когда Илье было 14 лет.

Двоюродная сестра композитора Е. М. Фафинова-Шатрова в своём письме пишет:

«В нашем доме на Базарной площади помещалась небольшая пекарня и чайная для крестьян, приезжавших на базар. Мой дед и его сыновья зимой занимались отхожими промыслами. На эти-то деньги и была открыта чайная. После смерти деда всем “заправляла” бабушка. Младший ее сын был еще молод, и старший Алексей, вернувшись из армии, стал владельцем чайной. После его смерти в начале 90-х годов все хозяйство официально перешло к младшему брату Михаилу, моему отцу. Семьи двух братьев и сестра жили одной дружной семьей…

Отец… прекрасно играл на имевшихся у него балалайке, гармошке и цитре. Этому своему искусству он обучал своего способного племянника – будущего автора знаменитого вальса. Отец заботился о всей семье, включая племянников…

В Землянске было несколько школ, и Илья после 3-х классного окончил и реальное училище» [1].

После смерти отца, окончив училище, Илья попадает во взвод трубачей лейб-гвардии Гродненского гусарского полка в Варшаве, где он научился играть на барабане  и трубе. (Царство польское вошло в состав Российской империи в 1815 после падения режима Наполеона. В войне 1812 года польская кавалерия воевала против России на стороне Наполеона).

 

Варшавский музыкальный институт

Учитывая способности воспитанника и по ходатайству командира полка И.Шатров был направлен на учёбу в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900 году и  мог быть капельмейстером, то есть дирижёром военного оркестра. Выпускной аттестат, датированный 13 сентября 1900 г., подписан директором и членами педагогического совета. Педагогический совет института «по выдержании экзамена признал ему, Шатрову, право на звание военного капельмейстера».

Затем И.Шатров жил в родном Землянске.

В марте 1903 года Шатров получил освободившуюся вакантную должность военного капельмейстера 214 Мокшанского пехотного резервного батальона, впоследствии – полка, стоявшего в г.Златоусте. С этим полком он прошел путь до первого расформирования полка в 1910 году.

Как предполагается, в получении должности военного капельмейстера Шатрову  содействовал его бывший командир полка генерал О. Я. Зандер, ставший в 1902 году начальником штаба Казанского военного округа.

В своей автобиографии об этом периоде жизни И. А. Шатров писал так:

«После смерти отца мать поступила хожалкой в Землянскую богадельню, а меня определила через землянского воинского начальника воспитанником трубачевского взвода Гродненского полка в Варшаву… Через пять лет (в 1900 году) я окончил Варшавский музыкальный институт на звание военного капельмейстера. В марте 1903 г. поступил в 214 резервный пехотный полк в г. Златоуст капельмейстером».

 

Мокшанский полк (1878 – 1903 г.г.)

И. А. Шатров, как военный капельмейстер 214-го пехотного Мокшанского полка, участвовал в русско-японской войне 1904—1905 годы в Маньчжурии под Ляояном и Мукденом. Так как знаменитый вальс Шатрова посвящен Мокшанскому полку, то рассмотрим кратко историю этого полка до появления в нём И. А. Шатрова.

Во время реформы российской армии 1878 г., на базе кадра, отчисленного от Рязанского местного батальона, в Пензе формируется 59-й резервный пехотный батальон.  В 1891 г. этот батальон получает наименование Мокшанского (по месту расквартирования одной из рот). 26 декабря 1899 г. он переименовывается в 214-й пехотный резервный Мокшанский батальон. Город Мокшан, основанный в 1679 году, расположен в 40 верстах от Пензы. Мокшанский батальон имел свои традиции, знамя, хор музыки (оркестр). Ежегодно 21 мая батальон отмечал праздник части [2].

26 ноября 1900 года парадом командовал четвертый по счету командир Мокшанского батальона полковник Павел Петрович Побыванец, участник русско-турецкой войны, отличившийся в боях в Закавказье.

Обстановка на Дальнем Востоке обострилась. Ожидалась русско-японская война. Поэтому 24 ноября 1901 года Мокшанский батальон из Пензы передислоцировался на Урал, в г.Златоуст. Планировался переход на штаты военного времени. 1 февраля 1902 года командиру 214-го Мокшанского батальона Побыванцу сообщили о предполагаемом переформировании батальона в двухбатальонный полк.

В то время рабочие Златоустовского завода выступили против администрации. Они пришли к заводоуправлению, требовали улучшения условий работы и освобождения арестованных.  13 марта 1903 года по приказу уфимского губернатора. Н.М. Богдановича вызванные две роты мокшанцев открыли огонь по толпе рабочих. 45 человек было убито, около 100 – ранено. Эхо «златоустовской бойни» прокатилось по стране. По приговору боевой организации партии социалистов-революционеров рабочий Егор Дулебов 6 мая 1903 года убил губернатора Богдановича [2].

 

В Златоусте

Прибыв в Златоуст в марте 1903 года, молодой Илья Шатров принял на себя руководство оркестром и активно осваивает профессию военного капельмейстера. В этом городе И.Шатров приобретает пианино и  в свои 24 года серьезно занимается сочинением музыки. Он познакомился и музицирует с городскими любителями музыки в доме Фенелоновых (с хозяйкой дома - пианисткой, хозяином – скрипачом и их гостями).

В Екатеринбурге

Перед русско-японской войной весной 1903 года к шести ротам 214-го Мокшанского батальона планировалось добавить еще две, чтобы батальон можно было развернуть  в полк двухбатальонного состава и сформировать «отдельное подразделение Мокшанского батальона» в Екатеринбурге (в составе рот №5-8).

Поэтому 28 мая 1903 г. и И.А. Шатров со своим оркестром прибыл в Екатеринбург. Екатеринбургская газета «Урал» 1 июня 1903 г. сообщала: «Военный оркестр Мокшанского резервного батальона, в числе 18 человек, на днях прибыл в Екатеринбург на постоянное жительство, так как с января будущего 1904 года сюда переводятся ещё 2 роты означенного батальона…». 3 июня та же газета сообщала о бегах на городском ипподроме: «Во время бегов играл хор музыки 214-го Мокшанского батальона. Исполнение прекрасное: видно знание дела и большая подготовка…». Игра военного оркестра на ипподроме впечатлила Екатеринбург.

 

Начало войны

Русско-японскую войну 1904-1905 годов начали японцы. В ночь на 27 января 1904 года они напали на русскую эскадру в Порт-Артуре. Эта война проходила не в России и не в Японии, а в Северном Китае, на территории Маньчжурии. Отсюда  и названия пунктов ожесточённых боев: Ляоян, Мукден, Каунмин, Тюренчен  и т.д.

Героически сражались моряки крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» возле портового города Чемульпо в неравной схватке с четырнадцатью японскими судами. Они потопили миноносец и повредили два крейсера врага. После боя русские моряки открыли кингстоны и сами потопили израненный крейсер «Варяг» и взорвали «Корейца», чтобы они не достались японцам.

И на суше в жестоких боях российские воины проявили мужество и героизм. Среди героев было немало музыкантов. Известен случай в бою у Тюренчена 1718 апреля 1904 г., когда японцы пытались окружить  наши  войска. Тяжело раненный в первом же бою на пограничной реке Ялу под Тюренченом 18 апреля 1904 г. капельмейстер 11-го стрелкового полка Лосс, привезенный в Ляоян, рассказывал, как они прорывались из окружения: «Когда пошли в атаку, в оркестре 31 человек заиграли марш, затем на ходу — гимн. Я упал, при мне остались под страшным огнем музыканты Левин и Шмидт. Оркестр продолжал играть, пока осталось 15 человек. Потом музыканты схватили ружья упавших солдат и также бросились в атаку. Трижды герои бросались в штыковую атаку, пока вражеское кольцо не было прорвано» [3].

 

Возвращение в Златоуст

Масштабы военных действий увеличивались, и 27 мая 1904 года было объявлено военное положение и «приведение в усиленный состав» резервных частей в Казанском, Московском и Киевском военных округах.

Из Екатеринбурга в Златоуст обратно перевели оркестр И.А. Шатрова, причисленный к Мокшанскому полку.

8 июня 1904г  В Златоусте Мокшанский резервный батальон, как и планировалось, развернулся в два полевых пехотных полка: 214-й Мокшанский в Златоусте и 282-й Черноярский в Екатеринбурге (из «отдельного подразделения» 214-го батальона).

В 214 Мокшанском полку в Златоусте числились: 6 штаб-офицеров, 43 обер-офицера, 391 унтер-офицер, 3463 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыкант [2]. Таким образом в составе полка было 3975 человек, т.е. около 4000 человек.

 

Мокшанский полк на Маньчжурском фронте

Летом 1904 г. завершилось комплектование полков для ведения боевых действий с японской армией.30 июня 1904 г. для торжественных проводов воинов на фронт в Златоуст прибыл император Николай II с многочисленной свитой. Оркестр под руководством капельмейстера Ильи Шатрова играл на параде перед государем. Многие мокшанцы получили памятные подарки. Командир полка полковник П. П. Побыванец получил боевую шашку.

4 – 6  июля 1904 г. Златоуст торжественно провожал Мокшанский полк на Маньчжурский фронт. Полк уезжал из города шестью эшелонами. Около месяца ехали мокшанцы по Транссибирской магистрали до Маньчжурии. 31 июля – 2 августа  они прибыли в Мукден. 14 августа полк занял позиции на левом фланге русской армии - под Ляояном на Далинском перевале, который успешно оборонял во время ляоянских боёв. 26 сентября мокшанцы участвовали в наступлении на Бенсиху.

Несмотря на самоотверженность русских войск армия в целом терпела поражения, и войска отошли к Мукдену. Возле этого крупного маньчжурского города в феврале 1905 года разыгралось крупнейшее сражение. Фронт развернулся на полтораста верст. Обе воюющие стороны стянули сюда колоссальную, почти шестисоттысячную армию (у русских было 293 тысячи штыков и сабель, у японцев  271 тысяча). [4].

Первыми начали наступление японцы. Они стремились любой ценой разбить здесь русские войска.

Мокшанский полк особенно отличился в боях под Мукденом с 18 февраля 1905 года,  где более 10 дней, упорно обороняясь и яростно контратакуя, полк удерживал позиции у железной дороги, не давая японцам окружить русскую армию.

Тяжело контуженный полковник Побыванец оставался в строю и в наиболее трудные минуты командовал: «Знамя вперед! Оркестр вперед!» Под звуки оркестра с громовым «Ура!» мокшанцы бросались за 56-летним командиром в штыковую и отбивали атаки врага. Наиболее ожесточенные бои были 2427 февраля 1905 года.

27 февраля 1905 года под Мукденом полк прикрывал отход артиллерии и последних обозов 22-й дивизии, затем сам оставил старые позиции. При отступлении был тяжело ранен командир полка полковник Побыванец. Бросившимся к нему солдатам он приказал: «Сначала подберите раненых солдат…» Его вынесли последним. На перевязочном пункте, напрягая последние силы, командир попросил принести знамя полка, чтобы проститься с ним. Скончался он в санитарном поезде у станции Гунжулин. 25 мая 1905 года Златоуст с воинскими почестями проводил героя Павла Петровича Побыванца в последний путь [2].

 

Награды

За героизм в боях  в Маньчжурии воины-мокшанцы были представлены к наградам и знакам отличия: нагрудным – для офицеров, на головные уборы – для нижних чинов с надписью «За отличие в русско-японской войне 1904-1905 г.г.» [2].

Героически сражавшийся полк потерял в боях четыре пятых своего состава.

В ходе боя погиб командир полка, от 4000 состава полка осталось около 700 человек, из состава оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За героизм, проявленный в боях, музыканты полкового оркестра были отмечены боевыми наградами.

Орденами в России в то время награждались только чиновные, в том числе и офицеры. Нечиновным и нижним чинам армии предназначались медали.

Илья Шатров также был отмечен двумя наградами.

Приказом командующего 1-й Маньчжурской армии за № 273 от 2 апреля 1905 года был награжден «214-го пехотного Мокшанского полка вольнонаемный капельмейстер Шатров» … «за отлично-усердную службу при военной обстановке… серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Анненской ленте …». 

Вторая награда И.А. Шатрова  связана с тремя приказами

Зимой 1905 года Мокшанский полк перешел в состав 3-й Маньчжурской армии, и приказом ее командующего № 429 от 24 октября 1905 года Шатров представляется к награждению опять серебряной медалью «за отлично-усердную службу и особые труды». Но в России существовала строгая последовательность награждения от низших наград к высшим и одну и ту же награду дважды не вручали.  Поэтому в новом приказе № 465 –эту серебряную медаль  заменили на золотую медаль с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте»…

Однако, пока длилась эта наградная переписка, Шатров получил первый  статский чин - «коллежского регистратора», и теперь ему полагался низший орден, а не медаль. Последовал приказ № 544 от 20 января 1906 года: «Капельмейстера 214-го Мокшанского полка Илью Шатрова взамен пожалованной… золотой медали с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте… награждаю за разновременные отличия против японцев орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами».

И.А.Шатров стал вторым капельмейстером в русской армии, удостоенным такой высокой награды. Первым был Вячеслав Кретович, воевавший в Маньчжурии капельмейстером 283-го Бугульминского полка.

Таким образом, эти награды И.А. Шатров получил в 1905 г. и в 1906 г. соответственно, а не в 1904г. и 1905г., как пишут некоторые  авторы.

 

Возвращение в Златоуст после войны. Первая редакция вальса

 

В сентябре 1905 г. война с Японией завершилась. Но Мокшанский полк ещё восемь месяцев находился в Маньчжурии. Мокшанцев осталось едва 700 человек. К остаткам Мокшанского полка вновь присоединили остатки Черноярского полка.

В январе 1906 г. на родину отправили первых демобилизованных в запас.

8 мая 1906 г. 214-й Мокшанский полк вернулся к месту довоенной дислокации - на Урал, в г.Златоуст. 21 мая, в день традиционного полкового праздника мокшанцев, златоустовцы наблюдали за парадом прославленного полка, шедшего под пробитыми пулями и осколками знаменами Мокшанского и Черноярского полков. Полковой оркестр вызывал восхищение своей игрой на параде и после него на вечернем балу. Газета писала: «Бал, под прекрасный оркестр Мокшанского полка, прошел весьма оживленно, и вечер закончился ужином».

Несмотря на шумную встречу, мокшанцы, познавшие тяжесть невосполнимых потерь, переживали за погибших товарищей, за слишком большие жертвы. Нет командир полка П.П.Побыванца… Нет многих  музыкантов… Нет бóльшей части Мокшанского полка… Вся Маньчжурская армия истекла кровью. От Порт-Артура до Мукдена могилы, могилы, могилы… Сколько напрасных жертв! Под Мукденом полегло 59 тысяч русских воинов, и в плен попало около 30 тысяч [4].

Под впечатлением кровопролитных боев у Мукдена  - Шатров, вернувшись с войны, в память о погибших однополчанах написал в 1906 году вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии».

Идея вальса зародилась у И.А. Шатрова ещё в Маньчжурии, а первая редакция вальса появилась летом 1906 г., когда капельмейстер находился в Златоусте. Летом 1906 г композитор впервые исполнил мелодию своего вальса среди друзей. О том, что вальс создан в 1906 году, И.А. Шатров говорил  и в одном из своих выступлений перед микрофоном в 1951 году. Скоро это замечательное произведение стало известным не только в России, но и за ее пределами, а впоследствии произведение получило мировую известность.

В материалах Е.М. Фафиновой-Шатровой имеется ксерокопия вырезки из газеты со статьей «Биография вальса», автор Ф. Ивашкин, 1969г. В  одном из  архивов японского  города Нагасаки исследователь  Ф.Ивашкин ознакомился с разрозненными экземплярами газеты «Воля». Она издавалась для русских военнопленных в 1906—1907 гг. бывшим народовольцем  Н.К.Судзиловским. Внимание Ф.Ивашкина обратила на себя заметка в газете о том, что в лагере русских военнопленных был создан оркестр из военнопленных, и первым произведением, исполненным им, был вальс «На сопках Маньчжурии». Приводится несколько версий о том, как военнопленным стала известна музыка недавно созданного вальса [5].

Ещё одно важное свидетельство. Листая подшивки японских газет времён русско-японской войны, Ф.Ивашкин нашел репортаж из-под Мукдена. В нем приводился факт, что «русские солдаты под Каунмином (это под Мукденом) умирали под звуки военного оркестра»… По рассказам современников,  знавших лично Шатрова, известно, что когда под Мукденом Мокшанский полк прорывал окружение врага, то оркестр играл героические марши.

 

Вывод полка из Златоуста

Вскоре после окончания неудачной для России войны, в Мокшанском полку в Златоусте начались волнения. Рабочие установили связь с солдатами, готовился захват оружия для раздачи революционерам. Жандармы доносили властям о революционных настроениях в полку и настаивали на выводе «ненадежного» полка из города,

В Златоусте полк стоял с 8 мая1906 г. В июле 1906 г часть рот вывели из Златоуста в Екатеринбург, Камышлов, Красноуфимск. Шатров оказался в Екатеринбурге 14 сентября 1906 г., опасаясь новых волнений в полку, его перевели в Самару [3].

 

Не исключено, что и Шатров И.А. был на заметке в жандармерии, так как его родные сестра Анна и брат Федор были связаны с воронежскими революционерами, печатали и распространяли нелегальную литературу, за что в 1906 году были арестованы. А Шатров И.А. деньгами от гонорара за вальс помогал дяде Михаилу “выкупать” арестованных.

Вот что пишет об этом в письме двоюродная сестра композитора Е.М.Фафинова-Шатрова, дочь дяди Михаила:

 «После разгрома нелегальной типографии, помещавшейся в нашем доме в 1906 г и ареста Федора, Анны и ее жениха В.С.Баева, отцу пришлось “выкупать” арестованных. Баев был выслан в Елец, а мои двоюродные брат и сестра остались в Землянске под надзором полиции. Семья подвергалась травле властей и была на грани разорения. В это время Илья Алексеевич получил очень крупный по тем временам гонорар за вальс “На сопках Маньчжурии”, и значительную часть его прислал отцу, что помогло спасти положение. Вскоре Анна с мужем перешла на нелегальное положение, была арестована, выслана и погибла в Иркутской ссылке от чахотки. После революции отец в память погибшей племянницы свой каменный дом отдал под клуб» [1].

 

Жизнь в Самаре. Успех вальса «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии»

 

Итак, 14 сентября 1906 г. Мокшанский полк перевели в Самару из-за его неблагонадёжности. В Самаре капельмейстер И.А.Шатров познакомился с популярным в городе педагогом и композитором О.Ф. Кнаубом, который сам сочинял вальсы. Вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» понравился публике, и после первых его исполнений оркестром полка ноты стали быстро распространяться в рукописных списках. О.Ф. Кнауб помог начинающему автору И.Шатрову придать его вальсу завершенный вид, а затем издать ноты.  Была написана  новая редакция  вальса.

В первой половине 1907 г. ноты вальса впервые были изданы петербургским издателем Давингофом и летом продавались в магазине Кнауба в Самаре. Первые издания нот текста не имели, но на них были некоторые пояснения: «Разговор осиротелых женщин», «Разговор солдат», «Гнев солдат», «Стук колес» и др.

О популярности вальса «На сопках Маньчжурии» говорят такие факты.

В 1908 г. О.Ф. Кнауб переехал в Москву и организовал издательство, где активно публиковал ноты новой популярной мелодии. С 1907 г. он имел  монопольное право на издание нот вальса. До 1911 г. было издано 82 выпуска нот общим тиражом более 100 тыс. экземпляров.

С 1910 г. фирма «Зонофон» начала выпускать граммофонные пластинки с записями вальса в исполнении главным образом военных оркестров. Затем его запели и певцы – к музыке стали сочинять различные варианты текста по вкусу исполнителей. До конца1910 года  фирма  продала более 15 тысяч пластинок. За ней последовали другие граммофонные фирмы.

Длинное название вальса «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» не умещалось в одну строчку на этикетке пластинки, и после 1911 года название «сократили» до слов «На сопках Маньчжурии». При этом, к сожалению,  исчезло из названия имя легендарного полка, которому был посвящен вальс.

Мелодия вальса «На сопках Маньчжурии»  облетела весь мир, за рубежом вальс называли символично: «Русский национальный вальс». Популярную мелодию вальса за рубежом иногда варьировали в фокстрот и танго.

 

image0181.gif

 

Защита  авторских прав.

Военный дирижёр и композитор И.А. Шатров вошёл в историю не только как автор вальса “На сопках Маньчжурии”, но и как защитник авторских прав. Он видел, что многие фирмы стали издавать записи вальса “На сопках Маньчжурии” гигантскими тиражами на граммофонных пластинках, не выплачивая при этом автору никакого гонорара.

А когда Шатров в 1910 году заявил таким фирмам о выплате ему авторского вознаграждения, то они подговорили капельмейстера Казанского кавалерийского полка С.В. Григорьева объявить себя настоящим автором вальса “На сопках Маньчжурии”, а Шатрова - всего лишь плагиатором. Однако суд признал И.А. Шатрова подлинным автором вальса “На сопках Маньчжурии”.

В то время фирмы, выпускавшие граммофонные пластинки, выплачивали автору разовый гонорар, не учитывающий  количество дальнейших тиражей с записью музыки. Только с принятием в 1911 году первого в России закона об авторских правах применительно к граммзаписи у авторов появилась возможность защитить свои интересы. И Шатров этим воспользовался. Газета «Голос Самары» 15 октября 1911 года опубликовала заметку «Возбуждение исков». В ней говорилось: «Автор вальса «На сопках Маньчжурии» г. Шатров… возбуждает иски против граммофонных и музыкальных издателей, изготавливающих пластинки и ноты этого вальса без разрешения автора, вопреки закону об авторском праве».

Судебные иски были поданы против ряда фирм. В результате этого большинство фирм стали выпускать пластинки с наклеенными авторскими марками, а фирма «Сирена Рекорд» в 1911 году проиграла автору вальса «На сопках Маньчжурии» судебный процесс в Москве, и суд обязал фирму выплачивать композитору по 15 копеек с каждой проданной пластинки.

 

Недолгое счастье влюблённых

 

Приехав в Самару, Илья Шатров познакомится с Александрой Шихобаловой, веселой, хорошо играющей на фортепьяно купеческой дочерью, окончившей гимназию. Они часто встречались на даче родителей Шуры. Дача была недалеко от армейских летних лагерей  Мокшанского полка. Влюблённый И.Шатров создает новый вальс  «Дачные грезы». Его ноты также издавал О.Ф. Кнауб и они расходились по всей России. Новый вальс вошел  и в репертуар оркестра Мокшанского полка.

Но  счастье влюблённых было недолгим. Александра тяжело заболела и скончалась. Похоронена в Самаре. Эта смерть потрясла И.Шатрова. Он тяжело переживал потерю. Чувства композитора выразились в музыке вальса «Осень настала», посвященного памяти Шуры рано ушедшей из жизни. Музыку вальса Шатров писал на слова поэта и композитора Я.Пригожего.

Осень настала,

Вянут уныло листы,

Все миновало,

О, любовь, о, весна, где же ты?..

 

В 1910 году Мокшанский пехотный полк претерпел первое расформирование.

В апреле 1913 г. капельмейстера Илью Шатрова уволили в запас. Очевидно, до революционных событий 1917 г. композитор проживал в Самаре.

 

В Красной Армии.

В 1918 г. И.А. Шатров оказался в Сибири. В Новониколаевске (Новосибирске) он тяжело заболел тифом. После его выздоровления в 1919 году Шатрова мобилизовали в Красную Армию и назначили капельмейстером во 2-й кавалерийский полк пятой армии.  Позже в одной из анкет И.А. Шатров отмечал, что принимал участие в боях с японскими интервентами и бандами Семёнова в Забайкалье, под Верхнеудинском (ныне Улан-Удэ) и Читой.

В 1921 г. капельмейстер И. А. Шатров демобилизовался.

 

Создание семьи

После окончания гражданской войны Шатров возвратился в Самару и до лета 1929 г. он работал преподавателем музыки.

В это время в Самаре он встретился с Тоней Кузнецовой, которая в прошлом была подругой Шуры Шихобаловой. Через некоторое время Илья Алексеевич и Антонина Михайловна решили расписаться и создали семью. Гражданская жизнь захватила И.Шатрова. Днем преподавал в учебном заведении музыку, а потом спешил в заводской клуб. По вечерам дирижировал любительским оркестром. Время летело…

 

Военный капельмейстер в г.Павлограде

Но армии были нужны опытные военные капельмейстеры, и Шатрова пригласили служить в Красную Армию. Летом 1929 года Шатров вместе с супругой отправился в г.Павлоград украинский городок на реке Самаре, недалеко от Днепропетровска (из г.Самары на реку Самару!). Там он  по найму был зачислен в кавалерийский полк. Быстро пролетели в Павлограде несколько лет, где он служил до 1935 года.

В Павлограде капельмейстер Илья Алексеевич охотно взялся за дирижерское дело, и оркестр стал получать прекрасные отзывы. Командир полка наградил Шатрова двумя ценными подарками и объявил ему две благодарности с занесением в «Личное дело»:

В Тамбове

После  г.Павлодара И.Шатрова перевели в Тамбовское Краснознаменное кавалерийское училище имени Первой Конной Армии. Здесь ему присвоили звание техника-интенданта первого ранга, и в его петлицах заблестели по три «кубика».

С 1935 по 1938 годы Шатров руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища.  В 1938 г. Шатров уволен в запас по возрасту, жил  и работал  в Тамбове  (в Тамбовском обществе Красного  Креста, а затем в школе ФЗО).

 

Великая Отечественная война

Началась Великая Отечественная война. Шатров попросился на фронт, но получил отказ по возрасту. Ему было уже за шестьдесят. За него сражался вальс «На сопках Маньчжурии», вошедший в репертуар народного артиста СССР И.С.Козловского.

Однако, в марте 1945 года Шатрова снова мобилизовали в армию, присвоили звание старшего лейтенанта. При этом в его личное дело, хранившееся в Тамбовском горвоенкомате, были внесены изменения. Датой рождения указан не 1879, а 1885 год [2].

Долгожданный день Победы Шатров встретил недалеко от родного Землянска [4]. Но ещё предстояла война с Японией, чтобы обезопасить наши священные рубежи и на Дальнем Востоке. Вальс «На сопках Маньчжурии» по-прежнему был в боевом строю. Он еще прозвучит во время разгрома японской Квантунской армии. 2 сентября страна отмечает Победу над Японией.

 

Служба в Закавказье

После войны  И.Шатров руководил военным оркестром в Закавказском военном округе. В материалах Е.М. Фафиновой-Шатровой сохранилась фотография с надписью:

«Часть оркестра (группа) 9-й гвардейской артиллерийской Свирской дивизии. Закавказье 1947г.».

В 1947 г. в Советской Армии  слово «капельмейстер» было заменено названием «военный дирижер». С 1947 г. - И.Шатров руководил военным оркестром гвардейской механизированной дивизии. Звание «капитан» Илья Алексеевич получил в 1947 году.

Вальс «На сопках Маньчжурии» после Победы над Японией стал еще популярнее. Шатрову И.А. приходит много писем, на которых написано: «Закавказский военный округ. Шатрову Илье Алексеевичу. Автору вальса «На сопках Маньчжурии». Много писем поступает и на радио. Ответить всем нет возможности. Тогда московские журналисты пригласили И.Шатрова для выступления по радио. День  выступление по радио в Москве   10 августа 1947 г.  композитор считал одним из самых счастливых в своей жизни.

В этот приезд в Москву И.Шатров встречался со своей двоюродной сестрой Еленой Михайловной Фафиновой-Шатровой, и в память о встрече подарил ей фотографию, написав на ней: «На память о нашей встрече в Москве в 1947г. – дорогой сестре Лене Фафиновой-Шатровой. Я снят с Лидой – дочерью.  Гв.капитан Шатров.   г.Тбилиси. 1947. Август».

Не забываемой для Ильи Алексеевича Шатрова была встреча с переполненным залом  в Тбилиси:  Его пригласил туда народный артист СССР И.С.Козловский, который выступал тогда с концертами в Тбилиси и не раз исполнял вальс «На сопках Маньчжурии». Когда И.С.Козловский представил композитора залу: «Илья Алексеевич Шатров, творец чудесного вальса «На сопках Маньчжурии», то зал взорвался овациями. У ног на сцене было много цветов.

Высокой награды, ордена Красной Звезды, композитора удостоили за безупречную службу в Советской Армии. В характеристике подчеркивалось: «Товарищ Шатров проявил себя талантливым капельмейстером… Много работает над повышением своих специальных знаний, а также трудится над новыми музыкальными произведениями… Пользуется большим авторитетом среди личного состава полка».

Служба в Азербайджане

В начале 1949 г. Илья Алексеевич получил новое назначение  его переводят в другой полк, который находился в Азербайджане.

Прошли два года службы. И.А. Шатрова представили к званию майора. В характеристике о нем положительные отзывы: На характеристике  резюме: «Достоин очередного воинского звания «майор». Характеристику подписал 12 июня 1951 года дважды Герой Советского Союза, Герой Монгольской народной армии, участник боёв под Сталинградом генерал-полковник И.Плиев. Впоследствии генерал армии И.Плиев будет командующим советскими войсками на Кубе во время Карибского кризиса, куда его направили с должности Командующего Северо-Кавказским военным округом.

Но годы Ильи Алексеевича берут своё. Во время очередного занятия с оркестром у Шатрова начался приступ. Медики тщательно обследовали его и предписали: переменить жаркий азербайджанский климат. Дирижеру предложили на выбор несколько городов. Илья Алексеевич выбрал знакомый ему город России  Тамбов.

 

 

image019.jpg

 

                                   На фотографии И.Шатров в фуражке справа                           

image020.jpg

 

 image024.gif

В Тамбове

В 1951 году И.Шатров ушёл в отставку и летом 1951 года вернулся в Тамбов. Илью Алексеевича определили в Тамбовское суворовское училище, где он стал заведовать музыкальной частью этого училища.

11 ноября 1951 года журналисты тамбовского радио организовали литературно-музыкальную передачу, посвященную жизни и творчеству И.А.Шатрова. Выступил перед микрофоном и сам композитор.

Однако здоровье военного дирижера ухудшалось.В 1952 году И.А.Шатров впервые не пошел на первомайскую демонстрацию.Пришедшие к нему его ученики поздравляли: «Товарищ капитан, с Первомаем!..». И никто из них ещё не знал, что в Москве приказом от 20 апреля 1952 года Илье Алексеевичу присвоили звание гвардии майора. Выписка из приказа находилась ещё в пути. В училище она поступит, к сожалению, только через три дня после Первомая…

Вернулась домой с праздничными цветами жена Антонина Михайловна. По приемнику послушали праздничный концерт. Вспомнили далекие города и годы, вальс «На сопках Маньчжурии»…

Была полночь. Наступало 2 мая.

Гвардии майор И.А. Шатров, композитор и создатель «русского национального вальса»,  умер 2 мая 1952 года в возрасте 73 лет и похоронен  в  Тамбове на Воздвиженском кладбище.

 

Вальс, увековечивший своего творца.

Провожали И.А.Шатрова  в последний путь много людей и оркестр, которым он руководил до последних дней. Смолкли уставшие трубы играли непрерывно, от дома своего Учителя до самого кладбища, весь последний путь И.Шатрова.

Закончились прощальные слова.

Прозвучал Гимн Советского Союза.

Отгремели залпы тридцати карабинов суворовцев.

Спонтанно родилось непривычное для того времени предложение – проводить композитора в последний путь его вальсом.

Сводный оркестр исполнил:

Тихо вокруг, сопки покрыты мглой,

 Вот из-за туч блеснула луна.

Могилы хранят покой…

Звучал бессмертный вальс «На сопках Маньчжурии», увековечивший своего творца.

—————————-

Вдова Шатрова, Антонина Михайловна, установила надгробие  с надписью: «Гвардии майор Илий Алексеевич Шатров. Умер 2 мая 1952 г.».

После смерти вдовы А.М. Шатровой на могиле установили другой памятник. В публикациях встречается надпись на нём: «Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса “На сопках Маньчжурии”».

В последнее время на могиле установлен новый памятник, на котором написано: «Шатров Илья Алексеевич / 1885 – 1952 /Творец вальса “На сопках Маньчжурии”».

О спорной дате рождения 1885 г. смотри следующий очерк автора [6].

В память о композиторе И.А.Шатрове в Тамбове были установлены мемориальные доски на доме, в котором жил композитор, и на здании, теперь уже бывшего, Тамбовского высшего военного авиационно-инженерного института. Последнее связано с тем, что предшествующее этому институту Тамбовское военное авиационно-техническое училище  было расположено на территории, занимаемой когда-то Тамбовским Краснознаменным кавалерийским училищем имени Первой Конной Армии, где Шатров руководил оркестром с 1935года по 1938 год.

————————

1 апреля 2014г. исполняется 135 лет со дня рождения Шатрова Ильи Алексеевича, истинного творца прекрасного вальса «На сопках Маньчжурии». Народ с благодарностью будет вспоминать автора и его замечательное творение, и с новой силой прозвучат волнующие слова текста, как память о героизме русских солдат:

 

Ссылки:

 

[1]  Документальные материалы двоюродной сестры композитора

       Е.М. Фафиновой-Шатровой.

[2]  Г.В. Еремин, «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии».  

      Военно-исторический журнал, 1992 г., №10. 83-85 с.

[3]  Г.Ерёмин, «Бессмертные звуки вальса». Газета «Златоустовский рабочий»,

       10.4.1979 г.

[4]  В.К.Степанов, «Капельмейстер - Илья Шатров», г. Воронеж, 1978 г.; -75 с.

[5]  Ф.Ивашкин, «Биография вальса», 1969 г.

[6]  А.Рябцов, Когда родился И.А.Шатров? 2012г.

 

 

Опубликовано 17 Ноя 2012 в 21:56. В рубриках: Очерки. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

 
Яндекс.Метрика