СТРОГИНО» Архив сайта » ВЛА­СОВ АЛЕК­СЕЙ МАК­СИ­МО­ВИЧ “УЧА­СТИЕ В ОР­ЛОВ­СКО-БОЛ­ХОВ­СКОЙ ОПЕ­РА­ЦИИ”

ВЛА­СОВ АЛЕК­СЕЙ МАК­СИ­МО­ВИЧ “УЧА­СТИЕ В ОР­ЛОВ­СКО-БОЛ­ХОВ­СКОЙ ОПЕ­РА­ЦИИ”

( ИЮЛЬ – 5 АВ­ГУ­СТА)

Нем­цы, по­тер­пев по­ра­же­ние под Ста­лин­гра­дом и дру­гих сра­же­ни­ях в зим­ний пе­ри­од, ре­ши­ли лю­бой це­ной до­бить­ся пе­ре­ло­ма на вос­точ­ном фрон­те. Вы­рвать стра­те­ги­че­скую ини­циа­ти­ву из рук рус­ских, ук­ре­пить по­шат­нув­ший­ся фа­ши­ст­ский блок, вне­сти раз­лад а ан­ти­гит­ле­ров­скую коа­ли­цию – «Чем рань­ше на­не­сём рус­ским ре­ши­тель­ный удар, – го­во­рил Гит­лер, – тем ско­рее раз­ва­лит­ся ан­ти­фа­ши­ст­ский блок».

С мар­та на­ча­лась раз­ра­бот­ка опе­ра­ции «Ци­та­дель» с це­лью раз­гро­ма со­вет­ских войск на Ор­лов­ско-Курском на­прав­ле­нии. Для обес­пе­че­ния ус­пе­ха бы­ло всё мо­би­ли­зи­ро­ва­но. Про­ве­де­на то­таль­ная мо­би­ли­за­ция, всех спо­соб­ных но­сить ору­жие при­зва­ли в ар­мию. Про­мыш­лен­ность Гер­ма­нии и ок­ку­пи­ро­ван­ной Ев­ро­пы ра­бо­та­ла с боль­шим на­пря­же­ни­ем. Строи­лись но­вые тан­ки Т-V (пан­те­ры), Т-VI (тиг­ры) Са­мо­ход­ные ору­дия (фер­ди­нанд), но­вые самолёты ФВ-190А со ско­ро­стью 600 км/ч. Хен­шель-129 с дву­мя мо­то­ра­ми, од­но­ме­ст­ный, воо­ру­жён­ный пуш­ка­ми и пулемёта­ми, пред­на­зна­чал­ся для штур­мо­вых дей­ст­вий. По­тре­пан­ные час­ти до­уком­плек­то­вы­ва­лись. Чис­лен­ность пе­хот­ной ди­ви­зии до­ве­де­на до 10-12,5 ты­сяч че­ло­век, тан­ко­вых до 15-16 ты­сяч че­ло­век и до 150-170 тан­ков.

Аме­ри­кан­ский ге­не­рал Уол­тер Бе­делл в мае ме­ся­це так оце­ни­вал пла­ны не­мец­ко­го ко­ман­до­ва­ния: «Нем­цы на рус­ском фрон­те го­то­вят­ся к на­сту­п­ле­нию в не­ви­дан­ном мас­шта­бе… Цель это­го боль­шо­го на­сту­п­ле­ния нем­цев – вы­вес­ти Рос­сию из вой­ны или на столь­ко па­ра­ли­зо­вать Крас­ную Ар­мию, что её даль­ней­шее со­про­тив­ле­ние бу­дет бес­по­лез­ным».

Гит­лер на­ме­ре­вал­ся на­вер­ня­ка сра­зить рус­ских, при этом за­яв­лял – «Не­уда­чи не долж­но быть». По­это­му на­ча­ло опе­ра­ции не­сколь­ко раз от­кла­ды­ва­лось. Жда­ли под­хо­да но­вых тан­ков, самолётов и люд­ских ре­зер­вов.

Удар­ную груп­пи­ров­ку в рай­оне Ор­ла под­дер­жи­вал с воз­ду­ха 6-И ВФ, спе­ци­аль­но для это­го соз­дан­ный на ба­зе опе­ра­тив­ной груп­пы ВВС «Вос­ток». Флот был уси­лен пя­тью авиа­ци­он­ны­ми груп­па­ми, пе­ре­бро­шен­ны­ми из Гер­ма­нии, Фран­ции и Нор­ве­гии, до­ве­дя его чис­лен­ность до 900 самолётов. Здесь бы­ли со­б­ра­ны луч­шие воз­душ­ные си­лы. Ис­тре­би­тель­ные эс­кад­ры «Мель­де­рес», ле­ги­он «Кон­дор» и дру­гие авиа­час­ти и со­еди­не­ния. Они бы­ли по­пол­не­ны но­вы­ми не­мец­ки­ми мо­дер­ни­зи­ро­ван­ны­ми самолёта­ми.

Что­бы обес­пе­чить се­бе тыл, нем­цы бро­си­ли на ли­к­ви­да­цию пар­ти­зан в брян­ских ле­сах бо­лее де­ся­ти ди­ви­зий. Бом­бар­ди­ров­щи­ки Ю-88 груп­па­ми 15-20 самолётов на­но­си­ли уда­ры. Лес бло­ки­ро­ва­ли, на­се­ле­ние из бли­жай­ших де­ре­вень к ле­су вы­се­ли­ли, а де­рев­ни со­жгли. То­же они пред­при­ня­ли про­тив в ле­сах Чер­ни­гов­щи­ны.

Нем­цы с боль­шой тща­тель­но­стью и не­мец­кой точ­но­стью го­то­ви­лись к этой опе­ра­ции. Они от­лич­но по­ни­ма­ли, что не­уда­ча – это путь к пол­но­му раз­гро­му, на­ча­ло их­ кон­ца.

С рас­све­та 5 ию­ля 1943 го­да нем­цы обо­и­ми удар­ны­ми груп­пи­ров­ка­ми на­ча­ли на­сту­п­ле­ние. Раз­вер­ну­лись не­ви­дан­ные до это­го по ожес­то­че­нию, раз­ма­ху и упор­ст­ву бои. Ка­ж­дая сто­ро­на по­ни­ма­ла, что в дан­ной опе­ра­ции ре­ша­ет­ся ис­ход вой­ны.

Вой­ска За­пад­но­го Фрон­та, час­ти и со­еди­не­ния 1-й ВА вни­ма­тель­но сле­ди­ли за раз­ви­ваю­щи­ми со­бы­тия­ми, на­хо­дясь в пол­ной го­тов­но­сти ри­нуть­ся на вра­га на Вол­хов­ском на­прав­ле­нии. С за­да­чей от­ре­зать пу­ти от­хо­да ор­лов­ской груп­пи­ров­ки на за­пад.

До 12 ию­ля на­ша ди­ви­зия уси­лен­но ве­ла раз­вед­ку, зор­ко сле­дя за рас­по­ло­же­ни­ем вра­га. Го­то­ви­ла лич­ный со­став к пред­стоя­щим бо­ям, имея го­то­вы­ми 46 ЛА-5, 60 Яков, бое­го­то­вых лёт­чи­ков – 91, мо­ло­дых – 28,  к это­му вре­ме­ни час­ти уже име­ли не­ко­то­рый бое­вой опыт и бы­ли дос­та­точ­но ско­ло­че­ны, спо­соб­ные ус­пеш­но вы­пол­нять бое­вые за­да­чи.

Лёт­ный со­став в сво­их ря­дах имел уже зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ст­во хо­ро­шо под­го­тов­лен­ных бой­цов из ста­ро­го опыт­но­го кад­ра, а так­же креп­кий со­став мо­ло­дых лётчи­ков, энер­гич­ных и му­же­ст­вен­ных сы­нов ро­ди­ны. Тех­ни­че­ский со­став обо­га­тил свой опыт. Ос­во­ил со­стоя­щие на воо­ру­же­нии самолёты.

Не­по­сред­ст­вен­ной под­го­тов­кой час­тей к пред­стоя­щей опе­ра­ции ру­ко­во­дил вновь на­зна­чен­ный и всту­пив­ший в ко­ман­до­ва­ние ко­ман­дир ди­ви­зии под­пол­ков­ник Ва­си­лий Ни­ки­фо­ро­вич Вусс.

Путь вновь при­быв­ше­го ко­ман­ди­ра под­пол­ков­ни­ка В. Н. Вусс, это путь мно­гих ко­ман­ди­ров на­шей ге­рои­че­ской Крас­ной Ар­мии. С пер­во­го дня он с ис­клю­чи­тель­ной энер­ги­ей и стра­ст­но­стью взял­ся за под­го­тов­ку час­тей к пред­стоя­щей опе­ра­ции. Имея боль­шой бое­вой опыт и во­ен­ные зна­ния, по­лу­чен­ные на кур­сах усо­вер­шен­ст­во­ва­ния, при­ни­ма­ет ме­ры к уст­ра­не­нию не­дос­тат­ков. Мо­би­ли­зу­ет ру­ко­во­дя­щий со­став в ду­хе тре­бо­ва­ний при­ка­за НКО №195.

В на­чав­шей­ся Ор­лов­ско-Вол­хов­ской опе­ра­ции ди­ви­зия при­кры­ва­ла бое­вые дей­ст­вия штур­мо­ви­ков 231 и 233 ШАД по пе­ред­не­му краю обо­ро­ны, по от­хо­дя­щим вой­скам и под­хо­дя­щим ре­зер­вам, по ско­п­ле­нию тан­ков и ар­тил­ле­рии на ог­не­вых по­зи­ци­ях, по же­лез­но­до­рож­ным эше­ло­нам на стан­ци­ях и пе­ре­го­нах, по аэ­ро­дро­мам Ка­ра­чев, Озер­ская и На­рыш­ки­но.

Пат­ру­ли­ро­ва­ни­ем при­кры­ва­ла на­сту­паю­щие вой­ска 11 гв. Ар­мии. Ве­ла раз­вед­ку в по­ло­се спра­ва – Лю­ди­но­во, Дять­ко­во, Брянск, сле­ва – Вол­хов, Орел с за­да­чей ус­та­но­вить: на­ча­ло и пу­ти от­хо­да и под­хо­да ре­зер­вов. Ин­тен­сив­ность ж.д. дви­же­ния на уча­ст­ках – Брянск, Ка­ра­чев, Хо­ты­нец – Орел, Брянск – Зи­кее­ва, Брянск – Еленск.

На­ши пол­ки ба­зи­ро­ва­лись на од­них аэ­ро­дро­мах со штур­мо­ви­ка­ми, по­это­му их взаи­мо­дей­ст­вия ре­ша­лись лег­ко. По всем во­про­сам со­вме­ст­ных дей­ст­вий ве­ду­щие групп до­го­ва­ри­ва­лись пе­ред вы­ле­том.

Пе­ред на­ча­лом опе­ра­ции в час­тях бы­ли про­ве­де­ны ми­тин­ги, на ко­то­рых бы­ли разъ­яс­не­ны за­да­чи стоя­щие пе­ред ча­стью. Лётчи­ки и тех­ни­ки вы­сту­па­ли с го­ря­чи­ми при­зы­ва­ми на но­вые рат­ные под­ви­ги. Ко­ман­дир зве­на 172 ИАП мл. лей­те­нант А. И. Гу­бер­на­то­ров ска­зал: «Во имя сво­бо­ды и не­за­ви­си­мо­сти на­шей Ве­ли­кой Ро­ди­ны я не по­жа­лею ни­че­го, в том чис­ле и жиз­ни. Мы бу­дем мстить вра­гу за все его зло­дея­ния до тех пор, по­ка он не бу­дет унич­то­жен». Го­ря не­на­ви­стью, лич­ный со­став был го­тов к пред­стоя­щим бо­ям.

С рас­све­том 12 ию­ля весь лич­ный со­став был на аэ­ро­дро­мах. Самолёты под­го­тов­ле­ны, мо­то­ры оп­ро­бо­ва­ны. Но по­го­да ма­ло ра­до­ва­ла. Об­лач­ность 6-9 ба­лов, по­том на­ча­ла уп­лот­нят­ся до 10 ба­лов и сни­зи­лась до вы­со­ты 150-300 м, мес­та­ми до 50 м с крат­ко­вре­мен­ны­ми про­хо­дя­щи­ми до­ж­дя­ми. Ви­ди­мость с ут­ра 6-10 км, а при до­ж­де 1-2 км, ве­тер 4-7 м/сек с по­ры­ва­ми до 12 м/сек. Но по­да­на ко­ман­да пер­вой груп­пе «по самолётам, при­го­то­вить­ся к вы­ле­ту». Штур­мо­ви­ки за­пус­ти­ли мо­то­ры и на­ча­ли вы­ру­ли­вать. Не­смот­ря на не­бла­го­при­ят­ные ме­тео­ус­ло­вия, пер­вая груп­па вы­ле­те­ла, за ней вто­рая, тре­тья и так до на­сту­п­ле­ния тем­но­ты.

Но со­про­во­ж­де­ние штур­мо­ви­ков про­из­ве­ли 46 бое­вых вы­ле­тов, ко­то­рые на­но­си­ли уда­ры по опор­ным пунк­там: Па­не­во, Жил­ко­во, Дуб­на и на юж­ной ок­раи­не Уль­я­но­во. На раз­вед­ку вы­ле­та­ли две па­ры от 162 ИАП. Из-за низ­кой об­лач­но­сти су­хо­пут­ные вой­ска не при­кры­ва­лись.

Уже ве­че­ре­ло, толь­ко что по­шёл не­боль­шой до­ж­дик. По­след­няя груп­па 6 ЯК-7 162 ИАП под ко­ман­дой ко­ман­ди­ра 1-й АЭ ка­пи­та­на С. И. Ки­се­ле­ва (Адоль­фа) вы­ле­те­ла со­про­во­ж­дать штур­мо­ви­ков в рай­он Уль­я­но­во. В 20:25 в рай­оне це­ли Ки­се­лев уви­дел, что ИЛ-2 из дру­гой груп­пы под­вер­га­ет­ся ата­ке 2-х фок­ке­ров. На­хо­дясь в удар­ной груп­пе, Ки­се­лев с ве­до­мым лей­те­нан­том М. Ф. Ер­ма­ко­вым, ока­зав­шись вы­ше фок­ке­ров на 500 м. с пи­ки­ро­ва­ния ата­ко­вал их. По­сле пер­вой при­цель­ной оче­ре­ди Ки­се­ле­ва фок­кер раз­вер­нул­ся вле­во и по­шёл к зем­ле. То­гда он дог­нал его и вто­рой при­цель­ной оче­ре­дью сбил. Вто­рой фок­кер ушёл.

В этот день бы­ло про­ве­де­но ещё два воз­душ­ных боя, в ко­то­рых ка­пи­тан В. Г. То­пон­кин и ст. лей­те­нант Р. С. Се­ро­гла­зов сби­ли по од­но­му самолёту.

По­го­да не улуч­ши­лась и на вто­рой день. Об­лач­ность до 10 ба­лов, вы­со­той 100-300 м. Толь­ко к 10:00 она под­ня­лась до 400-2000 м мес­та­ми шли до­ж­ди. По этой при­чи­не бое­вые вы­ле­ты на­ча­ли не­сколь­ко поз­же и ве­ли их до тем­но­ты. Груп­па­ми 4-6 ис­тре­би­те­лей со­про­во­ж­да­ли штур­мо­ви­ков дей­ст­во­вав­ших по опор­ным пунк­там: Деб­ри, Руд­не­во, Ал­ма­зо­во, Со­ро­ки­но, Ме­дын­це­во, Си­нич­ки, Алек­сан­д­ров­ка: про­из­ве­де­но 176 бое­вых вы­ле­тов. В про­ве­дён­ных 7 воз­душ­ных бо­ях сби­ли 6 самолётов. На раз­вед­ку вы­ле­та­ло три па­ры.

С бое­во­го за­да­ния не вер­ну­лись: по­мощ­ник ко­ман­ди­ра 49 ИАКП по ВС ка­пи­тан Ни­ко­лай Дмит­рие­вич Зуб­ков и мл. лей­те­нант то­го же пол­ка Ни­ко­лай Пав­ло­вич Мель­ник-Ко­ро­люк.

13 ию­ля 6 ЯК-7 162 ИАП под ко­ман­дой ко­ман­ди­ра АЭ ка­пи­та­на Ю. И. Го­ро­хо­ва со­про­во­ж­да­ли штур­мо­ви­ков. В рай­оне це­ли, при вы­хо­де штур­мо­ви­ков из ата­ки к ним сза­ди ста­ли за­хо­дить 1 ФВ-190. Мл. лей­те­нан­ты Ю. И. Мо­ро­зов с А. Е. По­по­вым от­сек­ли ата­ки фок­ке­ров. На раз­во­ро­те По­пов ото­рвал­ся от Мо­ро­зо­ва, чем вос­поль­зо­вал­ся фок­кер, зай­дя к не­му в хвост. Уви­дев это, Го­ро­хов, на­хо­дясь вы­ше на 600 м ри­нул­ся на по­мощь По­по­ву и с дис­тан­ции 50 м. тре­мя оче­ре­дя­ми сбил фок­ке­ра. Вто­рой фок­кер пред­при­нял по­втор­ную ата­ку, но был сбит лей­те­нан­том В. Г. Ще­го­ле­вым.

В это вре­мя из-за об­лач­но­сти вы­ско­чи­ли 2 МЕ-109 и по­шли в ата­ку на штур­мо­ви­ков. Мо­ро­зов длин­ной оче­ре­дью сбил мес­се­ра, вто­рой ушёл. Сбив 3 самолёта на­ша груп­па вер­ну­лась без по­терь.

К ис­хо­ду 13 ию­ля 11-ая гвар­дей­ская Ар­мия, пре­одо­ле­вая упор­ное со­про­тив­ле­ние, при со­дей­ст­вии авиа­ции, про­рва­ла дол­го­вре­мен­ную обо­ро­ну про­тив­ни­ка на глу­би­ну до 25 км. в глу­би­не обо­ро­ны, ис­поль­зуя уз­лы со­про­тив­ле­ния и опор­ные пунк­ты, враг про­дол­жал яро­ст­но со­про­тив­лять­ся. Что­бы сдер­жать на­сту­п­ле­ние 11 гв. Ар­мии, он на­чал пе­ре­бра­сы­вать в этот рай­он пе­хот­ные и тан­ко­вые ди­ви­зии с дру­гих уча­ст­ков фрон­та.

Не­смот­ря на ма­ло­бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия по­го­ды, об­лач­ность до 10 ба­лов вы­со­той от 50 до 2000 м, вре­ме­на­ми до­ж­ди, час­ти ди­ви­зии груп­па­ми 6-12 ис­тре­би­те­лей про­дол­жа­ли при­кры­вать штур­мо­ви­ков 231 и 233 ШАД, дей­ст­вую­щих в по­ло­се на­сту­п­ле­ния 11 гв. Ар­мии. Про­из­ве­ли 123 бое­вых вы­ле­та. На­ши раз­вед­чи­ки зор­ко сле­ди­ли за всем про­ис­хо­дя­щим в ста­не вра­га, про­из­ве­дя 10 вы­ле­тов.

Этот день был са­мым на­пря­жён­ным. Лётчи­ки ди­ви­зии 17 раз встре­ча­лись с вра­гом в воз­ду­хе. В мас­со­вых бо­ях с обо­их сто­рон од­но­вре­мен­но уча­ст­во­ва­ло по 35-40 самолётов. 19 фа­ши­стов на­шли се­бе смерть на со­вет­ской зем­ле.

В точ­но ус­та­нов­лен­ное вре­мя взле­та­ла груп­па за груп­пой, при­кры­вая бое­вые дей­ст­вия штур­мо­ви­ков. Так 9 ЛА-5 49 ИАКП под ко­ман­дой ка­пи­та­на Н. К. Спи­ри­ден­ко. Как на зем­ле, так и в воз­ду­хе ни­что не ус­кольз­нет с его по­ля зре­ния. Его опыт­ный глаз бы­ст­ро улав­ли­ва­ет лю­бую ошиб­ку лётчи­ка и тут же по­мо­га­ет уст­ра­нить её. Со Спи­ри­ден­ко все лётчи­ки сме­ло шли в бой, зная, что он не бу­дет за­стиг­нут врас­плох. Он во вре­мя об­на­ру­жит про­тив­ни­ка и уме­ло ор­га­ни­зу­ет бой.

Идя с дву­мя ве­до­мы­ми лей­те­нан­том А. В. Ра­зи­но­вым и мл. лей­те­нан­том А. Д. Смоль­ни­ко­вым в удар­ной груп­пе при­кры­тия штур­мо­ви­ков 231 ШАД, Спи­ри­ден­ко уви­дел сле­ва боль­шую груп­пу ХЕ-111, иду­щие бом­бить на­ши вой­ска. На при­ня­тие ре­ше­ния уш­ли до­ли се­кун­ды. От­дав рас­по­ря­же­ние шес­тер­ке сво­их ис­тре­би­те­лей про­дол­жать со­про­во­ж­де­ние штур­мо­ви­ков, а сам с ве­до­мым ри­нул­ся на вра­га.

22 ХЕ-111 под при­кры­ти­ем 12 ФВ-190 не ис­пу­га­ли его. Не­за­ме­чен­ный про­тив­ни­ком, Спи­ри­ден­ко с ве­до­мы­ми бы­ст­ро на­бра­ли вы­со­ту и вне­зап­ной ата­кой че­рез строй ис­тре­би­те­лей сбил ХЕ-111, бое­вой по­ря­док бом­бар­ди­ров­щи­ков был на­ру­шен, часть их по­вер­ну­ли об­рат­но, сбра­сы­вая бом­бы. Пер­вая ата­ка на­шей трой­ки бы­ла на­столь­ко стре­ми­тель­ной и дерз­кой, что ис­тре­би­те­ли вра­га бы­ли оше­лом­ле­ны и не мог­ли ока­зать им со­про­тив­ле­ния. Ко­гда про­тив­ник по­нял, что на­ших толь­ко трое, 4 ФВ-190 об­ру­ши­ли шквал ог­ня на на­ших ге­ро­ев.

За­вя­зал­ся упор­ный воз­душ­ный бой, в ко­то­ром на­ша трой­ка про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ла лёт­ное бое­вое мас­тер­ст­во. Ис­тре­би­те­ли вра­га за­жа­ли Смоль­ни­ко­ва, ото­рва­ли от на­ших двух. Фок­кер на­се­дал на на­ше­го мо­ло­до­го лётчи­ка, зай­дя ему в хвост и вот-вот сра­зит его. Это уви­дел Спи­ри­ден­ко, мгно­вен­но раз­вер­нув­шись вле­во, ока­зал­ся в хво­сте фок­ке­ра. Три самолёта не­слись один за дру­гим на мак­си­маль­ной ско­ро­сти. Кто рань­ше пой­ма­ет в при­цел и точ­нее от­кро­ет огонь? До­ли се­кун­ды ре­ша­ли ис­ход боя и судь­бу Смоль­ни­ко­ва. Спи­ри­ден­ко опе­ре­дил вра­га, уве­рен­но дал ко­рот­кую оче­редь. Фок­кер кач­нул­ся, клю­нул но­сом и на­чал спи­ра­лить. Он толь­ко под­бит. Смоль­ни­ков сно­ва за­нял своё ме­сто в строю и стал при­кры­вать сво­его ко­ман­ди­ра, ко­то­рый толь­ко что спас ему жизнь. Спи­ри­ден­ко, рез­ко пи­ки­руя, до­го­ня­ет под­би­то­го стер­вят­ни­ка и по­сы­ла­ет ему пор­цию свин­ца. Че­рез не­сколь­ко се­кунд на зем­ле взрыв, до­го­ра­ет сби­тый фок­кер.

Спус­тя не­сколь­ко ми­нут про­из­вё­ло по­сад­ку зве­но раз­вед­чи­ков 162 пол­ка мл. лей­те­нан­та А. А. Ми­нар­ско­го. Ко­рот­кий док­лад о ре­зуль­та­тах раз­вед­ки и оче­ред­ная по­бе­да, 2 Ю-88 до­го­ра­ли в рай­оне Мей­ло­во.

Раз­вед­чи­ки А. А. Ми­нар­ский и В. Н. Сы­чев поль­зо­ва­лись за­слу­жен­ной сла­вой, как ис­пы­тан­ные сле­до­пы­ты. Ни­что не ус­коль­за­ло от их опыт­но­го взо­ра – ни за­мас­ки­ро­ван­ные тан­ки, ни ав­то­ма­ши­ны, ни вой­ска. По­рой, сни­жа­ясь до брею­ще­го, они, как ме­тео­ры, про­но­си­лись над зем­лёй, вы­зы­вая на се­бя шквал зе­нит­но­го ог­ня. В это вре­мя они ус­пе­ва­ли раз­гля­деть, что так тща­тель­но пря­чет враг. Мно­го раз их раз­ве­дан­ные объ­ек­ты бы­ли це­ля­ми ус­пеш­но­го на­лё­та штур­мо­ви­ков и бом­бар­ди­ров­щи­ков.

В этот день, 14 ию­ля, воз­вра­ща­ясь с раз­вед­ки и пе­ре­дав по ра­дио все дан­ные на КП пол­ка, про­дол­жа­ли по­лёт. Вско­ре они за­ме­ти­ли в сто­ро­не две де­вят­ки Ю-88, ко­то­рые шли к ли­нии фрон­та бом­бить на­ши вой­ска без при­кры­тия ис­тре­би­те­ля­ми. На­ша чет­верт­ка: Ми­нар­ский, Ер­ма­ков, Сы­чев и Кра­силь­ни­ков вне­зап­но на­нес­ла удар по юн­кер­сам, двое ата­ку­ют, а двое при­кры­ва­ют. С пер­вой ата­ки рас­строи­лись их бое­вые по­ряд­ки, они в бес­по­ряд­ке сбро­си­ли бом­бы на свои вой­ска. Вто­рая де­вят­ка пы­та­лась от­вер­нуть и обой­ти сто­ро­ной за­вя­зав­ший­ся бой, а пер­вая рас­се­ян­ная на­ши­ми ис­тре­би­те­ля­ми по­спеш­но уди­ра­ла восвоя­си.

 В пер­вой ата­ке Ми­нар­ский, на­но­ся удар сни­зу и спе­ре­ди, сбил ве­ду­ще­го. Про­ско­чив строй бом­бар­ди­ров­щи­ков, на­ша чет­вер­ка пу­шеч­но-пулемёт­ным ог­нем за­ста­ви­ла за­мол­чать стрел­ков двух пра­вых ве­до­мых Ю-88. Сы­чев мгно­вен­но с бое­во­го раз­во­ро­та ата­ко­вал пра­во­го ве­до­мо­го и сбил его. Вто­рая де­вят­ка, ви­дя эту кар­ти­ну и как пер­вая ста­ла по­спеш­но уди­рать, сбро­си­ла бом­бы и уш­ла за пер­вой.

Раз­вед­чи­ки за­вер­ши­ли бое­вой день, 19 по­бед. Та­ких дней ещё не бы­ло в бое­вой прак­ти­ке ди­ви­зии.

По рас­по­ря­же­нию ар­мии, ди­ви­зия к ис­хо­ду 15 ию­ля пе­ре­шла на но­вый аэ­ро­дром­ный узел. Управ­ле­ние ди­ви­зии Юрь­е­во, 162 ИАП – Же­лез­ни­ки, 172 ИАП – Рыс­ня, 49 ИАКП и 272 ИАП ос­та­лись на преж­них аэ­ро­дро­мах.

Ни­где, по­жа­луй, лю­ди так не ин­те­ре­су­ют­ся по­го­дой, как на фрон­те. Для сол­да­та не­на­стье – то­же злой враг, а для лётчи­ка – тем бо­лее. С ут­ра она не ра­до­ва­ла. На вы­со­те 50-100 м тя­ну­лась низ­кая ра­зо­рван­ная об­лач­ность пло­хой по­го­ды с мо­ро­ся­щи­ми до­ж­дя­ми.

Груп­па­ми 6 – 12 ис­тре­би­те­лей со­про­во­ж­да­ли штур­мо­ви­ков 231 и 233 ШАД, дей­ст­вую­щих по ско­п­ле­нию войск, тан­ков, ав­то­ма­шин и ар­тил­ле­рии на ог­не­вых по­зи­ци­ях в рай­онах: Вол­хов, Щиг­ры, Ло­вать, Ме­ло­вая. На их при­кры­тии про­из­ве­ли 94 бое­вых вы­ле­та, а на раз­вед­ку вы­ле­та­ли две па­ры. Про­изош­ло 9 встреч с воз­душ­ным про­тив­ни­ком, сби­то 6 самолётов вра­га. С бое­во­го за­да­ния не вер­ну­лись: штур­ман 172 ИАП май­ор Ни­ко­лай Алек­сее­вич Вя­зо­вик, ст. лётчик 162 ИАП мл. лей­те­нант Юрий Ива­но­вич Мо­ро­зов.

В этот день 4 ЯК-7 172 ИАП под ко­ман­дой ка­пи­та­на В. А. Не­кра­со­ва со­про­во­ж­да­ли штур­мо­ви­ков 233 ШАД. В 15:15 при­дя в рай­он це­ли Ягод­ная, когда штур­мо­ви­ки на­ча­ли ле­вый раз­во­рот на цель, мл. лей­те­нант А. Т. Ма­ка­рен­ко за­ме­тил впе­ре­ди и вы­ше на 100-150 м фок­ке­ра. От­вер­нул впра­во и на встреч­ном кур­се сни­зу ата­ко­вал его. Фок­кер ушел впра­во с на­бо­ром вы­со­ты и за­шёл в хвост Не­кра­со­ву. Ма­ка­рен­ко ле­вым бое­вым раз­во­ро­том за­шёл в хвост фок­ке­ру, пы­таю­ще­му ата­ко­вать Не­кра­со­ва и че­тырь­мя оче­ре­дя­ми за­жёг его.

Не­кра­сов уви­дел па­ру фок­ке­ров, за­хо­дя­щих в ата­ку на штур­мо­ви­ков, сле­ва сни­зу ата­ко­вал их и с дис­тан­ции 200 м дву­мя ко­рот­ки­ми оче­ре­дя­ми сра­зил фок­ке­ра. В. С. Ки­се­лев уви­дел вто­рую па­ру фок­ке­ров, пы­таю­щих­ся ата­ко­вать штур­мо­ви­ков, ле­вым бое­вым раз­во­ро­том за­шёл в хвост од­но­му из них и не­сколь­ки­ми ко­рот­ки­ми оче­ре­дя­ми сбил его.

Позд­нее 8 ЯК-7 под ко­ман­дой ко­ман­ди­ра 172 пол­ка май­о­ра Са­мо­хва­ло­ва со­про­во­ж­да­ли штур­мо­ви­ков 233 ШАД. В 19:00 при под­хо­де к це­ли, рай­он Бол­хо­ва, их встре­ти­ли 4 ФВ-190, па­ра фок­ке­ров от­де­ли­лась и по­шла в ата­ку на штур­мо­ви­ков, но бы­ла встре­че­на на пе­ре­се­каю­щих­ся кур­сах па­рой Са­мо­хва­ло­ва. С дис­тан­ции 100-70 м Са­мо­хва­лов дву­мя ко­рот­ки­ми оче­ре­дя­ми сбил фок­ке­ра. Вто­рая па­ра фок­ке­ров в бой не всту­пи­ла, ос­та­ва­ясь на вы­со­те 1500-1800 м.

Вы­ле­тав­шие эки­па­жи 162 и 172 ИАП по­сле вы­пол­не­ния за­да­ния са­ди­лись на но­вые аэ­ро­дро­мы.

По­го­да упор­но не хо­те­ла улуч­шать­ся. Двух­слой­ная об­лач­ность, ниж­няя ра­зо­рван­ная с мо­ро­ся­щи­ми до­ж­дя­ми не да­ва­ла с ут­ра на­чать бое­вую ра­бо­ту. Пер­вые груп­пы вы­ле­те­ли в 15:14 с ин­тер­ва­лом 20-25 ми­нут груп­па­ми 6-18 самолётов про­дол­жа­ли со­про­во­ж­дать штур­мо­ви­ков 231 и 233 ШАД, дей­ст­вую­щих по вой­скам про­тив­ни­ка в рай­онах: Бол­хо­во, Хва­сто­ви­чи, Шиг­ры, Ло­вать, Ко­зюль­ки­но, Гнез­дт­ло­во, Кцынь. На их со­про­во­ж­де­ние про­из­ве­ли 122 бое­вых вы­ле­та. В се­ми воз­душ­ных бо­ях сби­ли 4 самолёта.

В этот день, 16 ию­ля, бы­ло осо­бо об­ра­ще­но вни­ма­ние воз­душ­ной раз­вед­ке. Ко­ман­до­ва­ние 11 гв. Ар­мии ин­те­ре­со­ва­ло, что де­ла­ет­ся в ты­лу вра­га на Брян­ском на­прав­ле­нии. В те­че­ние дня на раз­вед­ку ты­лов вра­га про­из­ве­де­но 24 бое­вых вы­ле­та. Цен­ные дан­ные не­мед­лен­но пе­ре­да­ва­лись в штаб ар­мии по ра­дио эки­па­жа­ми и пись­мен­но по­сле по­сад­ки.

Осо­бо тя­жё­лым был день 17 ию­ля. Про­тив­ник на зем­ле и в воз­ду­хе ока­зы­вал упор­ное со­про­тив­ле­ние. Осо­бо уг­ро­жаю­щее по­ло­же­ние соз­да­лось для про­тив­ни­ка се­ве­ро-вос­точ­нее Брян­ска, где на­сту­па­ла 11 гвар­дей­ская Ар­мия. Её про­дви­же­ние на юго-за­пад уг­ро­жа­ло не толь­ко ты­лам, но и ком­му­ни­ка­ци­ям, пи­тав­шим всю груп­пи­ров­ку на ор­лов­ском плац­дар­ме.

Про­тив­ник по­ми­мо су­хо­пут­ных час­тей бро­сил на это на­прав­ле­ние и хо­ро­шо под­го­тов­лен­ные авиа­час­ти, в том чис­ле и ис­тре­би­тель­скую эс­кад­ру «Мель­де­рес». Вы­сы­лая груп­па­ми до 30 ФВ-190, ре­шил дать бой, сло­мить бое­вой дух на­ших лётчи­ков. Хо­тя бы на ко­рот­кое вре­мя за­вое­вать гос­под­ство в воз­ду­хе на этом на­прав­ле­нии. С по­мо­щью бом­бар­ди­ро­воч­ной авиа­ции ос­та­но­вить на­сту­п­ле­ние 11 гв. Ар­мии.

По­го­да не­мно­го улуч­ши­лась. Ут­ром дым­ка, с ли­нии фрон­та тя­ну­ло ды­мом и га­рью, в ни­зи­нах ту­ман. На вы­со­те 1000 м ра­зо­рван­ная об­лач­ность. В не­боль­шие ок­на про­смат­ри­ва­лось без­дон­ное го­лу­бое не­бо. Но во вто­рой по­ло­ви­не дня об­лач­ность сни­зи­лась до 500 м, на­ча­лись крат­ко­вре­мен­ные про­лив­ные до­ж­ди с гро­зой.

Груп­па­ми 6-12 ис­тре­би­те­лей про­дол­жа­ли со­про­во­ж­дать штур­мо­ви­ков, дей­ст­вую­щих на по­ле боя в рай­онах: Ло­вать, Ба­ра­нов­ка, Фро­ло­во, Щиг­ры и ж.д. стан­ции Озер­ская. По под­хо­дя­щим ре­зер­вам на до­ро­гах: Бол­хов – Луч­ки, Бол­хов – Руд­не­во, Брянск – Ка­ра­чев. Про­из­ве­ли 187 бое­вых вы­ле­тов. В 12 воз­душ­ных бо­ях сби­ли 10 самолётов вра­га.

Па­ра­ми ве­ли раз­вед­ку в по­ло­се на­сту­п­ле­ния 11 гв. Ар­мии. В те­че­ние дня про­из­ве­ли 8 бое­вых вы­ле­тов.

С бое­во­го за­да­ния не вер­ну­лись: в 172 ИАП – по­мощ­ник ко­ман­ди­ра пол­ка DCC ка­пи­тан В. А. Не­кра­сов, ко­ман­дир АЭ В. А. Си­бир­цев, ко­ман­дир зве­на мл. лей­те­нант Алек­сей Ива­но­вич Гу­бер­на­то­ров, мл. лей­те­нант Вик­тор Ла­за­ре­вич Щед­рин. В 162 ИАП – мл. лей­те­нант Ва­си­лий Ива­но­вич Кро­ха­лев, сер­жант Ан­д­рей Яков­ле­вич Зам­ри­ен­ко. (Ка­пи­тан Не­кра­сов че­рез ме­сяц воз­вра­тил­ся в полк).

   В 4:30 па­ра 172 ИАП ка­пи­тан И. И. Гон­чен­ков с мл. лей­те­нан­том А. И. Гу­бер­на­то­ро­вым вы­ле­те­ла на раз­вед­ку. В 5:05 в рай­оне раз­вед­ки встре­ти­ли 6 ФВ-190, в бой с ни­ми не всту­пи­ли, уш­ли в об­лач­ность и по­шли до­мой имея важ­ные дан­ные о про­тив­ни­ке. Воз­вра­ща­ясь, они за­ме­ти­ли, что их пре­сле­ду­ет па­ра фок­ке­ров. Вый­дя на свою тер­ри­то­рию, ко­гда до аэ­ро­дро­ма ос­та­ва­лось 5 ми­нут по­лё­та, на­ши лётчи­ки ус­по­кои­лись, ос­ла­би­ли на­блю­де­ние за зад­ней по­лу­сфе­рой. Этим вос­поль­зо­ва­лись пре­сле­дуе­мые их фок­ке­ра, вне­зап­ной ата­кой из-за об­лач­но­сти, ко­рот­кой оче­ре­дью сби­ли Гу­бер­на­то­ро­ва. Самолёт за­го­рел­ся и упал в рай­оне г. Су­ху­ни­чи, лётчик по­гиб. Гон­чен­ков гор­кой вы­шел из под уда­ра, по­том пе­ре­шёл на брею­щий и при­шел на свой аэ­ро­дром.

До­го­рал июль­ский день, солн­це при­бли­жа­лось к го­ри­зон­ту, ста­ло про­хлад­нее. В 20:30 вы­ле­та­ла по­след­няя груп­па штур­мо­ви­ков 233 ШАД на бое­вое за­да­ние. Для не­по­сред­ст­вен­но­го при­кры­тия взле­те­ли 6 ЯК-7 172 ИАП под ко­ман­дой ка­пи­та­на В. А. Не­кра­со­ва с ве­до­мым ст. лей­те­нан­том А. Н. Бу­ро­вым, вто­рая па­ра ка­пи­тан В. А. Си­бир­цев с ве­до­мым лей­те­нан­том В. Л. Щед­ри­ным, тре­тья па­ра мл. лей­те­нант В. Г. Су­слов с ст. сер­жан­том В. Г. Ива­щен­ко. Взле­тев, ис­тре­би­те­ли за­ня­ли свои мес­та в об­щем бое­вом по­ряд­ке на флан­гах строя штур­мо­ви­ков с ин­тер­ва­лом 200 м и с пре­вы­ше­ни­ем то­же 200 м. Удар­ная груп­па со­стоя­ла из 6 ЯК-7 162 ИАП под ко­ман­дой ка­пи­та­на Ю. И. Го­ро­хо­ва, ко­то­рая шла сза­ди груп­пы на 400 м и с пре­вы­ше­ни­ем над груп­пой 600-800 м.

При под­хо­де к це­ли в рай­оне Вол­хо­ва груп­пу встре­ти­ло до 30 ФВ-190 и МЕ-109. имея пре­иму­ще­ст­ва в чис­лен­но­сти и вы­со­те, враг пе­ре­шёл в ата­ку. 10 ФВ-190 свя­за­ли бо­ем удар­ную груп­пу, 4 ФИ-190 и 2 МЕ-109 про­рва­лись к штур­мо­ви­кам, ко­то­рые шли на вы­со­те 500м. Ос­таль­ные ис­тре­би­те­ли вра­га ос­та­ва­лись на вы­со­те, вы­смат­ри­вая свою жерт­ву.

С вы­со­ты 1200 м ис­тре­би­те­ли вра­га про­из­ве­ли ата­ку по па­ре Су­сло­ва и Не­кра­со­ва. Па­ра Су­сло­ва вста­ла в ви­раж и по­шла с на­бо­ром вы­со­ты, его ве­до­мый Ива­щен­ко, под­би­тый ог­нем МЗА в на­ча­ле боя, ото­рвал­ся от Су­сло­ва и был сбит. С го­ря­ще­го самолёта Ива­щен­ко вы­бро­сил­ся с па­ра­шю­том и при­зем­лил­ся на сво­ей тер­ри­то­рии. Вско­ре был сбит ве­до­мый Си­бир­це­ва Вик­тор Ла­за­ре­вич Щед­рин.

Ве­до­мый Не­кра­со­ва Бу­ров был ата­ко­ван па­рой фок­ке­ров. Из под уда­ра вы­шел ле­вым бое­вым раз­во­ро­том к удар­ной груп­пе. На вы­со­те 1500 м встре­тил фок­ке­ра, ув­лек­ше­го­ся ата­кой Яка из удар­ной груп­пы, с дис­тан­ции 50 м при­цель­ной оче­ре­дью сбил его. За­тем, сде­лав пра­вый по­лу­пе­ре­во­рот, ата­ко­вал под­вер­нув­ше­го­ся фок­ке­ра и сбил его. Но в этот мо­мент и сам был под­бит дру­гим фок­ке­ром. Про­из­вёл вы­ну­ж­ден­ную по­сад­ку на сво­ей тер­ри­то­рии.

Со штур­мо­ви­ка­ми ос­та­лись Не­кра­сов и Си­бир­цев и про­дол­жи­ли от­би­вать ата­ки вра­га. От­би­вая ата­ку, Не­кра­сов сбил фок­ке­ра, но враг на­се­дал, про­из­во­дя ата­ку за ата­кой, самолёт за­го­рел­ся. В по­след­нюю ата­ку Не­кра­сов бро­сил свой го­ря­щий самолёт на ата­кую­ще­го вра­га и та­ра­нил его. Го­ря­щие самолёты па­да­ли. Ка­ким-то чу­дом Не­кра­сов был вы­бро­шен с ка­би­ны самолёта объ­я­тый пла­ме­нем. На нём го­ре­ла оде­ж­да, го­рел па­ра­шют, толь­ко му­же­ст­во и ма­лая вы­со­та спас­ли ему жизнь. Он при­зем­лил­ся на неус­пев­шем сго­реть па­ра­шю­те.

Ка­пи­тан Си­бир­цев был на дру­гом флан­ге груп­пы. Так же, как и Не­кра­сов, ко­рот­ки­ми ата­ка­ми от­се­кал ата­ки на­се­даю­ще­го вра­га. По­шёл к зем­ле один, а за­тем вско­ре и вто­рой фок­кер, но и его самолёт уже го­рел. Ока­зав­шись вверх ко­ле­са­ми он свой го­ря­щий ЯК-1 бро­сил на вра­га. Объ­я­тые пла­ме­нем оба самолёта по­шли к зем­ле.

Си­бир­цев и Не­кра­сов би­лись с вра­гом до по­след­не­го ды­ха­ния. Так дра­лись и уми­ра­ли ком­му­ни­сты, ге­рои лётчи­ки. Уми­рая, они не до­пус­ти­ли вра­га к при­кры­вае­мым штур­мо­ви­кам. Штур­мо­ви­ки вы­пол­ни­ли свою за­да­чу, свои­ми уда­ра­ми они со­дей­ст­во­ва­ли на­сту­п­ле­нию войск 11 гв. Ар­мии и без по­терь вер­ну­лись на свой аэ­ро­дром. Здесь они рас­ска­за­ли, как дра­лись при­кры­вае­мые их ис­тре­би­те­ли. Они под­твер­ди­ли, что в этом бою ис­тре­би­те­ли сби­ли 11 самолётов вра­га. Па­ли смер­тью храб­рых в этом бою лей­те­нант Вик­тор Ла­за­ре­вич Щед­рин и ка­пи­тан В. А. Си­бир­цев.

Ко­ман­дир АЭ 172 ИАП ка­пи­тан Ва­си­лий Ан­д­рее­вич Си­бир­цев был ти­хий скром­ный офи­цер лётчик. Сре­ди лич­но­го со­ста­ва пол­ка поль­зо­вал­ся поч­те­ни­ем и ува­же­ни­ем. В по­все­днев­ной жиз­ни был скро­мен, с доб­рой и от­зыв­чи­вой ду­шой, хо­ро­ший ко­ман­дир и то­ва­рищ, но в воз­ду­хе он ста­но­вил­ся не­уз­на­ва­ем.

Ха­рак­тер­ной чер­той его ха­рак­те­ра бы­ло бес­стра­шие, дер­зость и уме­ние вес­ти бой. Бое­вая сла­ва о нём шла да­ле­ко за пре­де­лы ди­ви­зии. О нём зна­ли и хо­ро­шо от­зы­ва­лись лётчи­ки, бом­бар­ди­ров­щи­ки и штур­мо­ви­ки, ко­то­рых он при­кры­вал. О нём зна­ли и нем­цы. Несмот­ря на чис­лен­ное пре­вос­ход­ст­во вра­га, он бро­сал свой ЯК в бой, на­го­няя страх и смя­те­ние в стра­не вра­га. Уча­ст­ник Оте­че­ст­вен­ной вой­ны с пер­вых дней, за это вре­мя про­из­вёл 303 бое­вых вы­ле­та, в 22 воз­душ­ных бо­ях сбил 8 самолётов.

За ус­пеш­ное вы­пол­не­ние бое­вых за­да­ний на фрон­те Оте­че­ст­вен­ной вой­ны он был на­гра­ж­дён ор­де­на­ми: – Крас­ная Звез­да, Крас­ное Зна­мя, Оте­че­ст­вен­ной вой­ны II-й сте­пе­ни. Ко­ман­дую­щим 1-й ВА на­гра­ж­дён цен­ным по­дар­ком. Свет­лая па­мять о ге­рое-лётчи­ке бу­дет все­гда жить в на­ших серд­цах.

18 ию­ля с ут­ра дым­ка, иду­щая со сто­ро­ны фрон­та. Ку­че­вая об­лач­ность 3-5 бал­лов на вы­со­те от 1000 до 3000 м. Час­ти груп­па­ми 4-8 ис­тре­би­те­лей со­про­во­ж­да­ли штур­мо­ви­ков, дей­ст­вую­щих на по­ле боя в рай­не Ба­ра­нов­ка, Фро­ло­во, Щиг­ры. Про­из­ве­ли 55 бое­вых вы­ле­тов.

Груп­па­ми 12-22 ис­тре­би­те­ля при­кры­ва­ли бое­вые по­ряд­ки войск 11 гв. Ар­мии в рай­оне Гнез­ди­ло­во, Ха­те­лян­ка, Крас­ни­ко­во, не до­пус­кая бом­бар­ди­ров­щи­ков к на­шим вой­скам. Про­из­ве­ли 50 бое­вых вы­ле­тов. В 5-ти воз­душ­ных бо­ях сби­ли 9 самолётов вра­га.

Па­ра­ми и звень­я­ми ве­ли бес­пре­рыв­ную раз­вед­ку с за­да­чей ус­та­но­вить на­прав­ле­ние дви­же­ния от­хо­дя­щих час­тей и под­хо­дя­щих ре­зер­вов. Про­из­ве­де­но 18 вы­ле­тов. Не вер­нул­ся с бое­во­го за­да­ния ко­ман­дир зве­на 162 ИАП Иван Ни­ко­лае­вич По­та­пен­ко.

8 ЯК-7 162 ИАП под ко­ман­дой ка­пи­та­на В. М. Афо­ни­на при­кры­ва­ла вой­ска 11 гв. Ар­мии в рай­оне Зна­мен­ское, Крас­ни­ко­во, Мед­вед­ки, Вы­те­беть. В 13:35 встре­ти­ли 12 Ю-87 под при­кры­ти­ем 8 ФВ-190. по­сле пер­вой ата­ки, на­ши ис­тре­би­те­ли бы­ли свя­за­ны фок­ке­ра­ми при­кры­тия. Груп­па рас­чле­ни­лась, про­дол­жая бой па­ра­ми. В мо­мент, ко­гда Ю-87 на­чал за­хо­дить для пи­ки­ро­ва­ния, То­пон­кин ата­ко­вал его спе­ре­ди, с дис­тан­ции 70-80 м. сбил его.

В это вре­мя па­ру То­пон­ки­на ата­ко­ва­ла па­ра фок­ке­ров. Вый­дя из под ата­ки То­пон­кин уви­дел в сто­ро­не 2 ЯК-7 ве­ли бой с 4 ФВ-190 и по­спе­шил к ним на по­мощь. При под­хо­де к мес­ту боя 2 ФВ-190 ока­за­лись впе­ре­ди. Сбли­зив­шись до 30 м сза­ди сни­зу длин­ной оче­ре­дью сбил фок­ке­ра. По­сле это­го фок­ке­ра вы­шли из боя, на­ши ис­тре­би­те­ли про­дол­жа­ли при­кры­вать.

В 13:45 по­до­шла груп­па бом­бар­ди­ров­щи­ков под при­кры­ти­ем 6 ФВ-190, ко­то­рые ско­ва­ли на­ших ис­тре­би­те­лей. Афо­нин с ве­до­мым Ко­лы­шев­ским за­шли в хвост од­ной па­ре и ата­ко­ва­ли их. Фок­ке­ра ста­ли вы­хо­дить из боя пи­ки­ро­ва­ни­ем. Один из них сни­зил­ся до 5 м, вто­рой до 100 м. Па­ра Афо­ни­на про­дол­жа­ла их пре­сле­до­вать, об­стре­ли­вая их из пу­шек и пулемётов. Фок­кер, иду­щий на вы­со­те 5 м, не рас­счи­тал и вре­зал­ся в зем­лю. Пре­сле­до­ва­ния вто­ро­го пре­кра­ти­лись, бы­ст­ро вер­ну­лись в рай­он при­кры­тия, ата­ко­ва­ли бом­бар­ди­ров­щи­ков, за­ста­ви­ли их бес­по­ря­доч­но сбро­сить бом­бы.

Вой­ска 11 гв. Ар­мии, про­дол­жая на­сту­п­ле­ние на Вол­хов и Хо­ты­нец, к ис­хо­ду 19 ию­ля про­дви­ну­лись на глу­би­ну до 70 км, соз­да­вая уг­ро­зу ком­му­ни­ка­ци­ям вра­га. Пе­ре­бро­сив с дру­гих уча­ст­ков фрон­та три пе­хот­ных и семь тан­ко­вых ди­ви­зий, про­тив­ни­ку вре­мен­но уда­лось соз­дать пе­ре­вес в си­лах и за­тор­мо­зить про­дви­же­ние 11 гв. Ар­мии.

С ут­ра ди­ви­зия груп­па­ми 4-8 ис­тре­би­те­лей со­про­во­ж­да­ли штур­мо­ви­ков 231 ШАД, дей­ст­во­вав­ших на по­ле боя в рай­оне: Хва­сто­ви­чи, Ту­пик, Те­ре­бень, Хать­ко­во и ж. д. стан­ции Су­до­мир. Про­из­ве­де­но 36 бое­вых вы­ле­тов.

Груп­па­ми 10-12 ис­тре­би­те­лей при­кры­ва­ли час­ти 11 гв. Ар­мии, не до­пус­кая бом­бар­ди­ров­щи­ков в при­кры­вае­мый рай­он. Про­из­ве­ли 46 бое­вых вы­ле­тов. В 4-х воз­душ­ных бо­ях сби­то 2 самолёта вра­га. Их сби­ли мл. лей­те­нан­ты: В. Г. Щег­лов и В. П. Ре­ми­зов.

Па­ра­ми ве­ли раз­вед­ку в по­ло­се спра­ва – Те­ре­бень – Ка­ра­чев, сле­ва – Вол­хов, Орел. Про­из­ве­ли 10 бое­вых вы­ле­тов.

В по­след­ние дни опе­ра­ции с 20 ию­ля по­го­да ма­ло бла­го­при­ят­ст­во­ва­ла ус­пеш­ным дей­ст­ви­ям авиа­ции. Ут­ром дым­ки, ту­ман, днём гро­зы с крат­ко­вре­мен­ны­ми про­лив­ны­ми до­ж­дя­ми. Ди­ви­зия про­дол­жа­ла вы­пол­нять по­став­лен­ные за­да­чи. При­кры­ва­ла штур­мо­ви­ков дей­ст­вую­щих на по­ле боя и по аэ­ро­дро­му На­рыш­ки­но, бро­не­по­ез­ду на ж. д. стан­ции Бу­ки. За эти дни про­из­ве­ли 411 бое­вых вы­ле­тов.

Па­ра­ми ве­ли раз­вед­ку в рай­онах: Брянск, Ка­ра­чев, Хва­сто­ви­чи и про­из­ве­ли 51 бое­вой вы­лет.

23 ию­ля 8 ЛА-5 49 ИАКП под ко­ман­дой ст. лей­те­нан­та И. А. Хо­дун со­про­во­ж­да­ли 6 ИЛ-2 дей­ст­вую­щих по бро­не­по­ез­ду на ст. Бу­ки. В 13:34 во вре­мя пер­вой ата­ки на вы­со­те 800 м поя­ви­лись фок­ке­ра. Уви­дев, как фок­ке­ра на­ча­ли за­хо­дить в хвост штур­мо­ви­кам для ата­ки, В. Н. Ко­ло­мо­ец, раз­вер­нув­шись вле­во, с вы­со­ты 700 м свер­ху – сза­ди ата­ко­вал фок­ке­ра, он пы­тал­ся уй­ти из под уда­ра, Ко­ло­мо­ец до­вер­нул свой самолёт и при­цель­ной оче­ре­дью сбил его.

В это вре­мя Хо­дун, ви­дя, как фок­кер с брею­ще­го по­лё­та за­хо­дит штур­мо­ви­ку в хвост, раз­вер­нул­ся на 90 гра­ду­сов, свер­ху ата­ко­вал его, фок­кер бое­вым раз­во­ро­том по­шёл вле­во. Хо­дун дог­нал и дву­мя ко­рот­ки­ми оче­ре­дя­ми сбил его. Вер­нув­шись к штур­мо­ви­кам, Хо­дун уви­дел, как к не­му в хвост за­хо­дит фок­кер, бы­ст­ро раз­вер­нув­шись на 180 гра­ду­сов, по­шёл в ло­бо­вую ата­ку и дал длин­ную оче­редь, враг то­же вёл огонь, а по­том пе­ре­во­ро­том стал ухо­дить к зем­ле. Хо­дун то­же сде­лал пе­ре­во­рот, дог­нал фок­ке­ра и с дис­тан­ции 50 м. ко­рот­кой оче­ре­дью сбил его.

По­те­ри за эти по­след­ние дни опе­ра­ции со­ста­ви­ли – 4 лётчи­ка: ст. лей­те­нант Ва­си­лий Тро­фи­мо­вич На­гор­ный, мл. лей­те­нант Ва­си­лий Ти­мо­фее­вич Там­бов­цев и сер­жан­ты – Дмит­рий Фе­до­ро­вич Гузь, Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич Ле­он­ть­ев.

Вой­ска­ми За­пад­но­го Фрон­та во взаи­мо­дей­ст­вии с вой­ска­ми Брян­ско­го фрон­та 29 ию­ля был ос­во­бо­ж­ден ста­рин­ный рус­ский го­род Бол­хов, стоя­щий на вы­со­ком бе­ре­гу р. Нугрь и на де­вя­ти хол­мах, на рав­нин­ных про­сто­рах Ор­лов­щи­ны. Его ис­то­рия ухо­дит в се­дую древ­ность. Не­ма­ло ле­то­пис­ных стра­ниц по­свя­ще­но ему. В них рас­ска­зы­ва­ет­ся об ук­ре­п­ле­нии го­ро­да Ива­ном Гроз­ным, сра­же­ни­ях смут­но­го вре­ме­ни, вос­ста­ния Бо­лот­ни­ко­ва в 1606-1907 го­дах. Ре­во­лю­ци­он­ных бу­рях про­гре­мев­ших здесь в борь­бе за власть Со­ве­тов.

По пре­да­ни­ям, в Бол­хо­ве есть храм, в ко­то­ром вен­чал­ся Иван Гроз­ный. Это, стоя­щая на взго­рье, Тро­иц­кая цер­ковь, её на­зы­ва­ют «Ор­лов­ской кра­са­ви­цей». Не­ко­гда стоя­щий в зе­ле­ни са­дов ста­рин­ный рус­ский го­род – ле­жал в руи­нах и раз­ва­ли­нах, кру­гом гру­ды би­то­го кир­пи­ча и кам­ня. Из под­ва­лов до­мов вы­гля­ды­ва­ют бой­ни­цы, при­спо­соб­лен­ные вра­гом для обо­ро­ны. Пред­стоя­ло вло­жить мно­го тру­да, что­бы вос­ста­но­вить его.

В Ор­лов­ско – Бол­хов­ской опе­ра­ции бое­вые за­да­чи ди­ви­зия вы­пол­ня­ла в со­ста­ве трёх пол­ков. 272 ИАП в кон­це опе­ра­ции пе­ре­шёл в Уми­лен­ка и про­из­вёл все­го 20 бое­вых вы­ле­тов на со­про­во­ж­де­ние штур­мо­ви­ков.

По­сле 28 ию­ля по 6 ав­гу­ста ди­ви­зия вы­пол­ня­ла от­дель­ные за­да­чи. Ве­ла раз­вед­ку на Ель­нин­ско – Ро­славль­ском на­прав­ле­нии. Име­ла в го­тов­но­сти №1 де­жур­ные зве­нья для от­ра­же­ния на­лё­та авиа­ции про­тив­ни­ка на аэ­ро­дро­мы ба­зи­ро­ва­ния штур­мо­ви­ков и бом­бар­ди­ров­щи­ков. Шта­бы обоб­ща­ли бое­вой опыт воз­душ­ных бо­ёв и изу­ча­ли его с лётчи­ка­ми. При­во­ди­ли в по­ря­док самолёты, сда­ва­ли в ре­монт не­ис­прав­ные, по­лу­ча­ли и пе­ре­го­ня­ли но­вые с за­во­дов. Ди­ви­зия го­то­ви­лась к пред­стоя­щей опе­ра­ции.

За 16 дней уча­стия в опе­ра­ции час­ти ди­ви­зии про­из­ве­ли 1515 бое­вых вы­ле­тов. Из них по пол­кам:

 

Вы­пол­няе­мые за­да­чи

49 ИАКП

162 ИАП

172 ИАП

272 ИАП

Все­го

Со­про­во­ж­де­ние штур­мо­ви­ков

564

349

351

20

1284

при­кры­тие су­хо­пут­ных войск

-

54

42

-

96

Раз­вед­ка войск про­тив­ни­ка

2

101

32

-

135

Все­го:

566

504

425

20

1515

Про­ве­де­но воз­душ­ных бо­ев

22

32

22

-

76

Сби­то самолётов вра­га

22

34

14

-

70

 

Умер от ран в гос­пи­та­ле мл. лей­те­нант Сер­гей Ива­но­вич Оль­хов­ский. По­гиб­ли при столк­но­ве­нии в воз­ду­хе во вре­мя по­лё­та на бое­вое за­да­ние при низ­кой об­лач­но­сти ст. лей­те­нант Ни­ко­лай Пет­ро­вич На­за­рен­ко и мл. лей­те­нант Ев­ге­ний Ва­силь­е­вич Фро­лов, а все­го за опе­ра­цию по­те­ря­но 18 лётчи­ков и 19 самолётов.

Не­ко­то­рые за­ме­ча­ния по так­ти­ке дей­ст­вия ис­тре­би­те­лей про­тив­ни­ка: ФВ-190 вся­че­ски из­бе­га­ют боя на ви­ра­же, стре­мись пе­рей­ти на вер­ти­каль, МЕ-109 ве­дёт бой на ви­ра­же и вер­ти­ка­ле. При дей­ст­вии сме­шан­ных групп (ФВ-190 и МЕ-109), фок­ке­ра идут ни­же, мес­се­ра дер­жат­ся вы­ше. Ус­пех сво­их атак ста­ра­ют­ся стро­ить на вне­зап­но­сти, ис­поль­зуя об­лач­ность и солн­це. При встре­че с на­ши­ми ис­тре­би­те­ля­ми, вся груп­па сра­зу в бой не всту­па­ет. Раз­бив­шись на все груп­пы, боль­шая всту­па­ет в бой, а мень­шая, ви­ди­мо, во гла­ве с ко­ман­ди­ром, на­би­ра­ет вы­со­ту и в бой не ввя­зы­ва­ет­ся, да­же ес­ли их груп­па, ве­ду­щая бой, не­сёт боль­шие по­те­ри. На­хо­дясь на вы­со­те, ждёт свою жерт­ву, ото­рвав­ше­го­ся или за­зе­вав­ше­го­ся лётчи­ка из на­шей груп­пы.

Воз­душ­ный бой стре­мят­ся про­вес­ти бы­ст­ро, осо­бо­го упор­ст­ва и на­стой­чи­во­сти не про­яв­ля­ют. При пер­вых по­те­рях стре­мят­ся из боя вый­ти ор­га­ни­зо­ван­но. В слу­чае ус­пе­ха, про­яв­ля­ют зна­чи­тель­но боль­ше упор­ст­ва, ста­ра­ясь пе­ре­вес­ти в бой оди­ноч­ных самолётов. На­ши самолёты Яки и Ла­воч­ки­ны по­ка­за­ли хо­ро­шие лет­но-­так­ти­че­ские дан­ные и по­зво­ля­ют ус­пеш­но вес­ти воз­душ­ный бой с фок­ке­ра­ми и мес­се­ра­ми на ви­ра­жах и вер­ти­ка­лях.

При встре­че на­ших сме­шан­ных групп (штур­мо­ви­ков или бом­бар­ди­ров­щи­ков под при­кры­ти­ем ис­тре­би­те­лей) в бой с ис­тре­би­те­ля­ми со­про­во­ж­де­ния не стре­мят­ся. Ос­нов­ной удар на­прав­ля­ют на штур­мо­ви­ков или бом­бар­ди­ров­щи­ков. Штур­мо­ви­ков стре­мят­ся ата­ко­вать сни­зу в хвост, за­хо­дя в мёрт­вый ко­нус, т.к. в этом по­ло­же­нии стре­лок ра­дист на ИЛ-2 не мо­жет его по­ра­зить. Для от­вле­че­ния ис­тре­би­те­лей вы­де­ля­ют груп­пу, ко­то­рая стре­мит­ся ско­вать бо­ем на­ших ис­тре­би­те­лей.

Ис­тре­би­те­ли – охот­ни­ки в от­кры­тый воз­душ­ный бой не всту­па­ют, скрыт­но пре­сле­ду­ют свою жерт­ву мас­ки­ру­ясь солн­цем и об­лач­но­стью. Час­то за­хо­дят на на­шу тер­ри­то­рию, ко­гда вни­ма­ние на­ших лётчи­ков ос­ла­бе­ва­ет. Вы­брав удач­ный мо­мент, на­но­сят вне­зап­ный удар.

Уча­ст­вуя в этой опе­ра­ции, лёт­ный со­став по­лу­чил бое­вую прак­ти­ку груп­по­вых воз­душ­ных боёв. Час­ти ста­ли бо­лее ор­га­ни­зо­ван­ны­ми, спло­чён­ны­ми. Бое­вое мас­тер­ст­во и ге­ро­изм лётчи­ков, са­мо­от­вер­жен­ный труд тех­ни­ков, ме­ха­ни­ков про­яви­лись в кон­крет­ных бое­вых де­лах. Де­сят­ки лётчи­ков по­ка­за­ли при­мер му­же­ст­ва, храб­ро­сти и бес­стра­шия в воз­душ­ных бо­ях. За доб­лесть и му­же­ст­во, про­яв­лен­ные в бо­ях с не­мец­ко-фа­ши­ст­ки­ми за­хват­чи­ка­ми 59 че­ло­век лич­но­го со­ста­ва на­гра­ж­де­ны ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми. Объ­яв­ле­на бла­го­дар­ность ко­ман­дую­щим 1-й Воз­душ­ной Ар­мии за ус­пеш­ное про­ве­де­ние опе­ра­ции по аэ­ро­дро­мам – Ша­та­ло­во, Бо­ров­ская и Се­ща.

17 ию­ля в 162 ИАП бы­ло по­лу­че­но пись­мо ро­ди­те­лей лётчи­ка пол­ка мл. лей­те­нан­та Ми­хаи­ла Пав­ло­ви­ча Гри­бо­ва, по­гиб­ше­го в воз­душ­ном бою 3 мая 1943 го­да. Ро­ди­те­ли про­си­ли со­об­щить под­роб­но­сти о ги­бе­ли их лю­би­мо­го сы­на Ми­ши. Од­но­вре­мен­но они при­зы­ва­ли его дру­зей быть сме­лы­ми и храб­ры­ми, му­же­ст­вен­ны­ми в бо­ях с вра­га­ми на­шей ро­ди­ны. При­зы­ва­ли к мес­ти за смерть их сы­на. Они со­об­ща­ли, что на тру­до­вом фрон­те они от­да­дут все свои си­лы на де­ло по­бе­ды над вра­гом.

На ми­тин­ге, по­свя­щён­ном об­ра­ще­нию ко­ман­дую­ще­го 1-й ВА М. М. Гро­мо­ва и его те­ле­грам­мы с объ­яв­ле­ни­ем бла­го­дар­но­сти лич­но­му со­ста­ву ди­ви­зии за ус­пеш­ное вы­пол­не­ние бое­вых за­дач, бы­ло за­чи­та­но пись­мо ро­ди­те­лей Гри­бо­ва и от­вет им. Чи­тал пись­мо его бли­жай­ший друг, луч­ший лётчик раз­вед­чик лей­те­нант А. А. Ми­нар­ский. В сво­ём вы­сту­п­ле­нии он при­звал всех лётчи­ков бес­по­щад­но мстить вра­гу за смерть то­ва­ри­ща Гри­бо­ва.

В хо­де опе­ра­ции бы­ли об­на­ру­же­ны и су­ще­ст­вен­ные не­дос­тат­ки. Это пре­ж­де все­го – пло­хое управ­ле­ние бо­ем со сто­ро­ны от­дель­ных ко­ман­ди­ров групп, уме­ние вес­ти бой ор­га­ни­зо­ван­но, ещё сла­ба вза­им­ная вы­руч­ка, сла­бая слё­тан­ность пар и звень­ев, по этой при­чи­не бы­ли не­оп­рав­дан­ные по­те­ри.

Сла­бо ис­поль­зо­ва­лась ра­дио­связь, как сред­ст­во управ­ле­ния бо­ем, не­дос­та­точ­ное ог­не­вое взаи­мо­дей­ст­вие в груп­по­вом воз­душ­ном бою, сла­бая ос­мот­ри­тель­ность в воз­душ­ном бою, по­сле боя и при вы­хо­де на свою тер­ри­то­рию. Ко­ман­до­ва­ни­ем ди­ви­зии вы­яс­не­ны ис­тин­ные при­чи­ны по­терь и про­ве­де­ны ме­ро­прия­тия по от­ра­бот­ке во­про­са управ­ле­ния бо­ем. Про­ве­де­ны пол­ко­вые пар­тий­ные со­б­ра­ния с во­про­сом «Вза­им­ная вы­руч­ка в бою».

В пре­до­пе­ра­ци­он­ный пе­ри­од с 1 по 11 ию­ля, в учёб­ных по­лё­тах от­ра­ба­ты­ва­лись эле­мен­ты выс­ше­го пи­ло­та­жа в зо­не. Воз­душ­ный бой оди­ноч­ных самолётов и пар. По­лё­ты по мар­шру­ту и стрель­бы по на­зем­ным це­лям. Под­го­тов­ле­ны 10 эки­па­жей ноч­ни­ков. За июль про­ве­де­но 890 учеб­но-тре­ни­ро­воч­ных по­лё­тов. Вве­де­но в строй 20 лётчи­ков, из них 9 вы­пол­ня­ли бое­вые за­да­чи.

С лётчи­ка­ми про­ве­де­но 238 ча­сов за­ня­тий. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось изу­че­нию бое­во­го опы­та, так­ти­ке воз­душ­но­го боя. Изу­че­нию ма­те­ри­аль­ной час­ти самолётов и его обо­ру­до­ва­ния. Самолёто­во­ж­де­ние. Взаи­мо­дей­ст­вие с штур­мо­ви­ка­ми при мас­си­ро­ван­ных уда­рах по вой­скам на по­ле боя.

Про­ве­дён­ные воз­душ­ные боя по­ка­за­ли, что лётчи­ки, в сво­ём зна­чи­тель­ном боль­шин­ст­ве, хо­ро­шо изу­чи­ли и ос­вои­ли лет­но­-так­ти­че­ские дан­ные сво­его самолёта и сла­бые сто­ро­ны самолётов вра­га. Ещё боль­ше ук­ре­пи­лась уве­рен­ность лётчи­ков в пре­иму­ще­ст­ве сво­их самолётов. Мо­ло­дые лётчи­ки по­лу­чи­ли бое­вую прак­ти­ку, вы­ле­тая на бое­вое за­да­ние.

От­лич­ные зна­ния рай­она бое­вых дей­ст­вий и рай­она аэ­ро­дро­мов, обес­пе­чи­ли ус­пеш­ное вы­пол­не­ние бое­вых за­дач без лёт­ных про­ис­ше­ст­вий, свя­зан­ных с по­те­рей ори­ен­ти­ров­ки. В мно­гих слу­ча­ях на­ши ис­тре­би­те­ли ока­за­ли по­мощь штур­мо­ви­кам 231 ШАД в вос­ста­нов­ле­нии ори­ен­ти­ров­ки.

В те­че­ние ию­ля ме­ся­ца час­ти ди­ви­зии про­дол­жа­ли по­пол­нять­ся самолёта­ми. С за­во­дов по­лу­че­но 27 ЛА-5, 20 ЯК-7, с ре­мон­та 6 самолётов. Сда­но в ре­монт 25 само­лё­тов. По­те­ря­но в бо­ях 4 ЛА-5, 12 ЯК-7 и 2 ЯК-1.

 

 

Опубликовано 28 Апр 2013 в 20:41. В рубриках: Повести. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

 
Яндекс.Метрика